Статья: Перспективы развития природно-заповедного фонда в степной зоне Северной Евразии: новые формы заповедных резерватов
Проблема формирования сети территориальной охраны природных ландшафтов наиболее остро стоит в регионе, расположенном между Волгой и Алтаем на западе и востоке, между урало-сибирскими лесами и пустынями Турана на севере и юге. Этот регион условно называется российско-казахстанским сектором степной зоны Северной Евразии. В середине ХХ века здесь произошли события, которые надолго связали эту часть бывшего СССР с понятием "Целина". О масштабах земледельческого освоения степной зоны к востоку от Волги хорошо известно. За эти годы в регионе было распахано более 30 миллионов гектаров новых земель. Распашка охватила все черноземы, в том числе солонцеватые и с участием солонцов, а также солонцеватые карбонатные каштаноземы. Вновь были распаханы дефлируемые супесчаные почвы. Зерновое земледелие продвинулось на юг в зону полупустынного Заволжья до озера Эльтон, в Западном Казахстане до Рын-Песков и верховьев Эмбы, в Центральном Казахстане до низовьев Тургая и почти до озера Балхаш. В результате целинной эпопеи степная зона стала самой пострадавшей от человека природной зоной, а зональный степной ландшафт - самым редким типом зональных ландшафтов. К 70-80-м годам минувшего столетия на всем пространстве степной зоны - от Волги до Иртыша - не сохранилось ни одного участка площадью более 1000 гектаров с настоящими степями на зональных почвах. А то, что осталось - это чудом уцелевшие окрайки плакорных степей, каменистые и низкогорные степи или сильно нарушенные земли военных полигонов. В этих условиях, когда формирование государственной заповедной сети в СССР было практически завершено, число заповедников в стране выросло до двухсот, вдруг выяснилось, что среди них нет ни одного настоящего степного заповедника. И патриархи советского заповедного дела смирились с этим.
Более 15 лет потребовалось, чтобы к 1989 году создать в Оренбургской области четыре степных заповедных резервата общей площадью 22 тысячи гектаров. В эти же годы в России создаются Даурский и Ростовский степные заповедники, но на их территории значительные площади занимают озерно-степные экосистемы. Вскоре, с началом системного экономического кризиса, традиционная для СССР борьба общественности за создание новых государственных заповедников в степной зоне утратила актуальность. Этот кризис начался в земледельческих районах бывшего СССР после 1991 года, и ныне степная зона к востоку от Волги представляет собой совсем иную картину, нежели 10-15 лет назад.
В этих условиях назрела необходимо пересмотреть традиционную стратегию формирования природно-заповедного фонда, сложившуюся в степных регионах бывшего СССР. Предлагаемая нами стратегия сохранения ландшафтного и биологического разнообразия степной зоны предусматривает:
- модернизацию территориальной организации сети степных природных резерватов;
- оптимизацию режимов природопользования и заповедное землеустройство степных резерватов;
- совершенствование и расширение функциональных задач, стоящих перед степными заповедниками;
- внедрение новых (малозатратных и беззатратных) форм заповедных резерватов;
- экологическую реставрацию нарушенных степных экосистем;
- интеграцию степных особо охраняемых природных территорий в социально-экономическое развитие регионов с использованием опыта и традиций местного населения и с учетом их интересов.
Модернизация территориальной организации сети степных природных резерватов
В связи с тем, что в земледельческих областях степной и лесостепной зон невозможно создание крупных заповедников, предлагается формировать единую и непрерывную сеть мелких и средних ООПТ. В основу создания такой сети должны быть положены: степень репрезентативности естественных ландшафтов, типичность объектов для региона, их уникальность, наличие угрозы исчезновения, а также ценность объекта как убежища для сохранения генофонда живой природы. Мелкие (до 1 тыс. га) и средние (1-10 тыс. га) по площади эталонные территории можно включать в состав одного заповедника. При ландшафтно-экологической обоснованности размещения таких изолированных участков появляется возможность при минимальном изъятии земель из хозяйственного использования добиться экономии средств на содержание заповедников как территориальной основы для проведения экологического мониторинга и сохранения элементов природного разнообразия.
В условиях лесостепи и степи при формировании пространственной структуры агроландшафта особое значение приобретает принцип поляризации ландшафта, согласно которому интенсивно используемые и охраняемые территории должны быть максимально удалены друг от друга. Применение этого принципа в функциональном зонировании дает возможность конструировать рациональные модели современного ландшафта, основанные на принципах формирования экологического каркаса.
Границы ключевых эталонных, характерных и редких территориальных природных объектов, составляющих основу экологического каркаса, и их буферные зоны должны обеспечивать относительную экологическую автономность заповедного ландшафта, то есть независимость от антропогенных и иных случайных воздействий, что особенно важно в условиях открытого (равнинного степного с транзитными потоками вещества и энергии) ландшафта.
Оптимизация режимов природопользования и заповедное землеустройство степных резерватов
При создании степных заповедников в зависимости от состояния экосистем необходимо установливать реанимационный период на срок 3-5 лет. На этот срок на всей заповедной территории вводится абсолютно заповедный режим с подготовкой к режиму умеренного выпаса. Умеренный выпас копытных животных - непременное условие сохранения степных экосистем. После реанимационного периода для каждого степного резервата выполняется заповедное землеустройство, в соответствии с которым выделяются зоны абсолютно заповедного режима и регулируемых видов хозяйственного использования, имитирующих различные сценарии развития степных ландшафтов в историческое время. Заповедный режим в степных резерватах может быть пассивно заповедным и активно заповедным. Первый из них с полным невмешательством человека в существующую динамику и структуру ландшафтов имеет лишь экспериментальное значение. Активно заповедный режим предусматривает стимулирование восстановления недостающих элементов зоокомплекса, особенно копытных животных (например, сайгака или домашних лошадей на вольном выпасе). Заповедное землеустройство в научно-практических целях может предусматривать и другие виды режимов: выборочное сенокошение, ограниченный по срокам выпас разных видов животных, в том числе тебеневка - зимний выпас скота.
Совершенствование и расширение функциональных задач, стоящих перед степными заповедниками
Опыт организации и функционирования природных резерватов в степной зоне свидетельствует о том, что уникальные возможности для сохранения биоразнообразия складываются в буферных зонах. Поэтому без каких-либо затрат и увеличения официальной площади заповедников, буферные зоны можно включить в актив заповедного фонда. Кроме того, заповедные острова в степи не должны быть изолированы друг от друга и не должны держать оборону от окружающего мира, как советские заповедники. Для степной зоны особенно важно осуществить тезис Пан-европейской стратегии охраны живой природы "От островов к сетям", предусматривающий гармоничную трансформацию одиночных степных заповедников в экологическую сеть.
После 1991 года в целинных районах Казахстана и России на многих пастбищных участках и старых залежах сложились очень благоприятные для сохранения ландшафтного и биологического разнообразия условия, которые невозможны в существующих заповедниках. Это связано с более активной вегетацией злаково-разнотравной степи в постпастбищный период и формированием уникальных зоокомплексов на старых залежах (местах обитания таких краснокнижных видов как дрофа, стрепет, степной орел и др.). Поэтому на данном этапе формирования природно-заповедного фонда очень важно в процессе мониторинга выявить очаги повышенного биоразнообразия и путем мягкого управления этими экосистемами включить их в современную экологическую сеть.
Внедрение новых (малозатратных и беззатратных) форм заповедных резерватов
На основе обобщения опыта работы заповедных степных территорий на Украине, в Центральном Черноземье, Поволжье, а также в Оренбургской области, мы пришли к выводу, что сложившаяся в странах СНГ заповедная система не решает большинства задач сохранения ландшафтного и биологического разнообразия степной зоны. В связи с этим мы уже много лет ведем поиск новых форм природных резерватов, расширяющих возможности охраны дикой природы и территориального поддержания экологического равновесия в природной среде.
В зоне лесостепи, в подзоне северной и типичной степи, где земледелие и в постцелинный период сохраняет свои позиции, предлагается создавать систему эталонных степных ландшафтов, нацеленную, в первую очередь, на сохранение почвенного разнообразия. На практике эта работа направлена на выделение почвенных заказников в ранге памятников природы площадью от 50 до 1500 га без изъятия угодий у землепользователей. В России задача сохранения эталонных почв решается в соответствии с земельным законодательством, предусматривающим ведение Красных книг почв. Первая региональная Красная книга почв была разработана Институтом Степи УрО РАН для Оренбургской области. В настоящее время разрабатываются Красные книги почв Калмыкии, Башкортостана, Ростовской области, Молдавии. Для степных эталонов, предусматривающих, в первую очередь, сохранение почвенного разнообразия, могут быть рекомендованы режимы природопользования с сохранением регулируемого выпаса, щадящего сенокошения.
Вторая новая форма степных резерватов - пасторальные (пастбищные) заповедники. Рекомендуемая площадь таких резерватов-хозяйств - 10-30 тыс. га. Они представляют собой участки, находящиеся в собственности землепользователей или в госземзапасе, на территории которых осуществляется мягкое управление степными экосистемами с помощью вольного выпаса копытных животных, в первую очередь, лошадей и мясных пород крупного рогатого скота. Решению задачи создания пастбищных заповедников будет способствовать возрождение табунного коневодства (с круглогодичным выпасом) с производством кумыса и оздоровлением населения через кумысолечение. Подобный путь использования степных пастбищ практиковался в России в XVIII - начале ХХ века на конных заводах. Установлено благоприятное воздействие на продуктивность и биоразнообразие степных экосистем зимнего выпаса - тебеневки. В настоящее время табунное коневодство с тебеневкой возрождается, например, в Башкортостане и в Оренбургской области.
Третья форма природных резерватов в степной зоне стихийно возникла и может быть юридически закреплена соответствующими международными соглашениями в зоне российско-казахстанской границы - самой протяженной в мире (7599 км) сухопутной границы двух государств. После 1991 года вся степная зона от Волги до Алтая по сути дела стала приграничной. И я думаю, что экологи Казахстана и России, как и народы наших стран заинтересованы в том, чтобы государственная граница между нашими странами была не столько разделяющей, сколько соединяющей.
Ландшафтно-экологические экспедиции вдоль российско-казахстанской границы, проведенные Институтом степи УрО РАН, доказали существование "эффекта повышенного биологического и ландшафтного разнообразия приграничных территорий". В связи с этим возникает возможность создания биосферных резерватов особого трансграничного типа. В зоне российско-казахстанской границы расположены не только хорошо сохранившиеся степные участки (в том числе четыре участка государственного степного заповедника "Оренбургский"), но и уникальные озерно-степные экосистемы, пойменные комплексы долин рек Урала, Илека, Уя, где могут быть созданы трансграничные биосферные заповедники и межгосударственные природные парки (например, "Уральская урема").
В конце ХХ века в мировом экологическом сообществе ярко проявилась ностальгия по утраченной возможности общения с природой открытых степных пространств - "грассландов" всех континентов. Эту возможность нельзя вернуть человечеству без создания степных природных парков. Прообразом такого парка стала в свое время Аскания-Нова, заповеданная в 1898 году. В отличие от заповедника, степной природный парк не только решает проблемы сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, но и направлен на просвещение и реализацию потребностей человека в отдыхе, туризме, духовном обогащении, научном познании. Степной парк должен не только стать местом, где можно наблюдать современных типичных обитателей степи, но и создать условия для восстановления утраченных компонентов степных экосистем - диких копытных животных. В России, например, эта задача решается в Оренбургской области, где на территории бывшего полигона площадью 15 тысяч гектаров проектируется природный парк "Оренбургская Тарпания".
Очень важную группу природных резерватов степной зоны должны составить историко-культурные ландшафты: урочища, местности и локальные объекты, имеющие историко-культурное и этическое значение. Это культурные "следы" наших предков в ландшафте: комплексы курганов, древние рудники, разрушенные городища, кулпытасы, скопления менгиров. Их научно-просветительская, этическая, эстетическая роль в ландшафте степей очень велика. Но кроме того, они представляют большую ценность для сохранения ландшафтного, почвенного, биологического разнообразия и являются серьезным поводом для музеификации отдельных участков степного ландшафта.
И, наконец, еще одна новая форма (или забытая старая) природных резерватов связана с так называемой "народной охраной природы". Известно, что многими этносами были выработаны экофильные традиции, когда под негласную охрану народа брались сакральные природные объекты или "священные урочища" - рощи, родники, отдельные вершины или скалы, устья рек и другие примечательные местности. Память об этих местах сохранилась в мифах, легендах, памяти народной. И очень важно использовать этот элемент духовной культуры для создания сакральных природных резерватов, защита которых также должна быть предусмотрена в природоохранном законодательстве.
Экологическая реставрация нарушенных степных экосистем
Очень важно, что ни в России, ни в Казахстане в последнее время не ставится вопрос о "принудительной" мелиорации, в том числе агролесомелиорации аридных и семиаридных территорий. В принципе, естественный облик степных ландшафтов настолько эстетически совершенен, а природно-ресурсный потенциал настолько экономически целесообразен, что степь, как природный комплекс, не нуждается в улучшении. Но проблема восстановления естественных степных ландшафтов актуальна для равнинных районов интенсивного земледельческого освоения, где черты первобытной природы фактически утрачены. Реставрация степных эталонов может быть пассивной - за счет восстановления залежей при наличии генофонда степных растений - и активной - по методу "агростепи", который применялся Д.С. Дзыбовым и его последователями в Ставропольском крае, Тульской и Воронежской областях, на Украине, в Хакасии. Эталоны реставрированных степей как образцы созидательной (восстановительной) деятельности человека также являются объектами природно-заповедного фонда.
Интеграция особо охраняемых природных территорий в социально-экономическое развитие регионов
Существующее в настоящее время в Российской Федерации и Казахстане природоохранное законодательство не способствует формированию ответственности за особо охраняемые природные территории у местного населения. Это связано с тем, что положение об объектах природно-заповедного фонда не только не предусматривает вовлечение местного населения в процесс управления, но и ущемляет интересы местных жителей. Вместе с тем, создание новых природных резерватов, особенно в районах интенсивного сельскохозяйственного освоения, требует использование опыта, знаний, традиций природопользования коренных жителей. Учитывая специфику степного ландшафта, который сформировался при участии копытных животных, в том числе домашнего скота, задачи степных природных резерватов изначально соответствуют интересам местных жителей, заботящихся о сохранении высокой продуктивности и устойчивости степных ландшафтов. Таким образом, предлагаемая стратегия развития сети объектов природно-заповедного фонда нацелена на их интеграцию в социально-экономическое развитие степных регионов и является частью единой региональной программы сбалансированного природопользования.
Новая стратегия формирования природно-заповедного фонда разработанная нами с учетом опыта, накопленного в СССР и странах СНГ, учитывает рекомендации Всемирной комиссии по охраняемым территориям МСОП и адаптирована, в первую очередь, к степным регионам Северной Евразии, охваченным 50 лет назад масштабным земледельческим освоением. При этом необходимо предостеречь разработчиков планов национальных и региональных систем охраняемых территорий от искусственного переноса известных методик и подходов, разработанных, например, для стран Западной Европы или Северной Америки, на степные регионы России и Казахстана.
На протяжении последних трех столетий казахстанско-российский степной субрегион развивался как единое историко-географическое, этнокультурное, экологическое и информационное пространство. Учитывая это, Институт степи Российской академии наук предлагает расширить научное сотрудничество по вопросам планирования национальных систем охраняемых территорий. Нами заключены договоры о сотрудничестве с научными учреждениями Западно-Казахстанской области. В качестве модельной территории мы рассматриваем бассейн реки Урал, где отрабатываем алгоритм приграничного сотрудничества по типу еврорегионов. Географически еврорегионы образуются в границах основных осей трансграничного сотрудничества. В данном случае осью предлагаемого "Еврорегиона Урал-Жайык" является река, которая наряду с уникальными эколого-экономическими особенностями обладает большими перспективами для развития рекреации и международного водного туризма. Рекреационно-туристическое освоение бассейна реки Урал позволит внести экологические ограничения природопользования в регионе, столь необходимые для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, в том числе местообитаний, миграционных путей и нерестилищ осетровых.
Исходя из эколого-географического анализа территории Российско-Казахстанского приграничья, можно сказать, что целенаправленное организационно-правовое оформление регионов приграничного сотрудничества позволит решить следующие основные эколого-географические проблемы этой территории:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--