Статья: Подготовка велосипедистов-шоссеиников высокой квалификации в условиях элитного профессионального календаря соревнований

В настоящее время большинство специалистов в различных видах спорта рассматривают соревнования не только как предмет целевой деятельности спортсмена, но и как мощный фактор подготовки, в значительной степени обеспечивающий эффективность процесса совершенствования спортивного мастерства.

В системе подготовки спортсменов в велосипедном спорте давно прослеживается тенденция к большим объемам соревновательной нагрузки. Ведущие тренеры и специалисты велосипедного спорта многократно отмечали высокую степень взаимосвязи объема соревновательной практики и уровня спортивных результатов спортсменов на различных этапах многолетней подготовки [1, 4, 5, 7, 9-11]. Особый интерес к' проблеме соревновательной подготовки в последние годы связан с объединением любительского и профессионального велоспорта и переходом сильнейших российских гонщиков в профессиональные команды. Эти обстоятельства побудили нас провести исследование, целью которого стало изучение подготовки велосипедистов-шоссейников высокой квалификации в условиях элитного профессионального календаря соревнований.

Параметры объема и динамика соревновательных нагрузок анализировались нами на основе результатов соревнований профессионального календаря УСИ, данных индивидуальных отчетов и дневников самоконтроля гонщиков высокой квалификации. Для характеристики системы соревнований в велоспорте принято учитывать общее количество соревновательных дней и соревновательных стартов, а также соревновательный, километраж. Постараемся с учетом этих показателей проанализировать систему подготовки в профессиональном велоспорте.

Изучение многолетней практики профессионального и любительского велоспорта выявило очевидную тенденцию в 60-х и 70-х годах к росту объема соревновательных нагрузок (рис. 1). К 1980 году показатели соревновательного объема составляли у сильнейших велосипедистов-любителей в среднем 85-115 соревновательных дней при соревновательном километраже до 14 тыс. км (т.е 28-38% от общего объема специализированных нагрузок). У гонщиков-профессионалов эти показатели были в диапазоне 95-130 и более соревновательных дней при соревновательном километраже до 24 тыс. км (т.е. 55-60% от общего объема специализированных нагрузок). В последующие 10-15 лет, несмотря на постоянное расширение календаря международных соревнований, почти во всех видах велоспорта индивидуальное количество соревновательных дней и соревновательных стартов в годичном цикле подготовки осталось на том же уровне.

Календарь соревнований по велоспорту на шоссе представляет собой стабильную систему соревнований, проводимых из года в год в одни и те же сроки - с начала февраля до конца октября. Весь календарь УСИ разбит на 6 классов. Особо в нем выделены три больших многодневных тура: "Тур де Франс" (проводится с 1903 г.), "Джиро Италия" (с 1909 г.)и "Вуэльта Испании" (с 1935 г.). Это самые значимые соревнования в велосипедном спорте. Затем по значимости следуют соревнования чемпионата мира (проводится с 1927 г.) и гонки, проводимые в зачет Кубка мира. В последние годы в Кубок мира включено 10 соревнований.

На "большие туры" и к соревнованиям на Кубок мира допускаются только ведущие команды, состоящие из спортсменов, имеющих профессиональные контакты. Каждое соревнование имеет свою определенную значимость в общем календаре соревнований. Спортсмен, завоевывая место в гонке, получает очки, которые идут ему в зачет на протяжении всего года. Сумма этих очков определяет его рейтинг.

Динамика соревновательных нагрузок в годичном цикле в значительной степени определяется условиями контракта между спортсменом и командой. В контракте подробно оговариваются все наиболее значимые старты в однодневных и многодневных соревнованиях, в которых спортсмен должен выступать. Каждая профессиональная команда имеет свои рекламные обязательства перед ее владельцем и спонсорами. Участие в тех или иных соревнованиях кроме общих спортивно-коммерческих задач определяется и более узкими региональными интересами. Так, например, для большинства испанских команд наиболее значимым в сезоне является выступление в гонке "Вуэльта Испании". Таким образом, то, за какую команду выступает в данном сезоне гонщик, может существенно повлиять на индивидуальный соревновательный календарь. Естественно, при подписании контракта учитываются и физические возможности гонщиков в данном сезоне, и склонность к тем или иным видам гонок.

По функциям в профессиональной команде гонщиков можно разделить на четыре условные категории.

Главное место среди них занимают лидеры. Лидеры - это гонщики, способные выигрывать наиболее значимые гонки профессионального элитного календаря или любые другие гонки, если перед ними ставится такая задача. Это своего рода гонщики-универсалы, которые, как правило, очень хорошо выступают в индивидуальных гонках на время и способны успешно вести борьбу на различных трассах. К ярким лидерам последних лет следует отнести таких гонщиков, как М. Индурайн - пятикратный победитель "Тур де Франс", чемпион мира 1995 г. и Олимпийских игр 1996 г. в Атланте в гонке на время, двукратный победитель ".Джиро Италия" (1992, 1993 гг.); А. Цулле (Швейцария) - победитель гонки "Вуэльта Испании" в 1996 г., чемпион мира 1996 г. в гонке на время в Швейцарии: Т. Ромингер (Швейцария) - три раза выигравший гонку "Вуэльта Испании" (1992, 1993, 1994 гг.) и "Джиро Италия" (1995 г.); Е. Берзин (Россия) - победитель гонки "Джиро Италия" (1994 г.), П. Тонков (Россия) - победитель "Джиро Италия" (1996 г.).

Следующая категория гонщиков - это финишеры (итал. velocista), или, как их еще называют, спринтеры. К числу таких спортсменов следует отнести М. Чипполини (Италия) и Д. Абдужапарова (Узбекистан). Если один из этих гонщиков приходит в лидирующей группе, то, как правило, он становится первым на финише.

Весьма необходима для каждой профессиональной команды категория "горных" (итал. scalatore) гонщиков, спортсменов, успешно преодолевающих горные участки трассы. Без таких гонщиков команда, успешно выступающая в многодневной гонке, может за один горный этап растерять все свои преимущества. К категории "горных" гонщиков относятся В. Виранк (Франция), Л. Желабер (Франция), П. Угрюмов (Россия), Л. Дюфо (Швейцария) и др.

Самая многочисленная категория гонщиков-профессионалов - это "пассисты" (итал. passista), т.е. спортсмены, которые должны своими усилиями обеспечить победу лидеру команды. В отдельных, менее значимых гонках эти спортсмены могут побеждать или занимать призовые места, но основная их задача в главных для команды стартах - обеспечить успех лидера.

При формировании профессиональной команды (спортивной группы) менеджеры и тренеры учитывают специализацию гонщиков и в зависимости от задач предстоящего сезона подбирают спортсменов. В команде, как правило, 1-2 лидера, 1-2 финишера, 1-2 "горных" гонщика и остальные 10-12 спортсменов - "пассисты". В соответствии с функциональными задачами гонщика может существенно изменяться характер соревновательных нагрузок. Так, например, "горные" гонщики наиболее активны на горных трассах, а в тех случаях, когда гонка идет на равнине, они, как правило, не принимают активного участия в соревновательной борьбе.

Рассматривая календарь соревнований, особо следует остановиться на проблеме достижения гонщиком-профессионалом спортивной формы и сохранения ее на период наиболее ответственных стартов. Эта проблема сохраняет свою остороту как предмет дискуссии среди специалистов-практиков и теоретиков спорта [2, 3, 5, 6, 8].

Продолжительность соревновательного сезона УСИ в шоссейных гонках - около девяти месяцев. Изучение выступления профессиональных велосипедистов на протяжении нескольких десятков лет показало, что даже выдающимся гонщикам не удавалось сохранять одинаково высокий уровень физической кондиции на протяжении всего сезона. Более того, даже на временном отрезке в 3-4 месяца, где сконцентрированы наиболее значимые соревнования, очень редко встречаются факты стабильного успеха (победы в гонке) одного гонщика.

С целью обобщения этих фактов были проанализированы случаи успешного выступления гонщиков в наиболее значимых соревнованиях сезона - "Больших турах": "Вуэльта Испании" (до 1995 г. проводилась в апреле), "Джиро Италия" (в мае - июне), "Тур де Франс" (в июле) и чемпионате мира (как правило, в августе). Полученные данные приведены в табл. 1.

Поскольку представлять Россию на чемпионате мира и олимпийских играх в ближайшие годы, видимо, будут гонщики, выступающие в профессиональных командах, возникает серьезная методическая проблема подведения спортсменов к этим стартам с учетом участия в многодневных турах, и прежде всего "Тур де Франс", "Джиро Италия", "Вуэльта Испании". С этой позиции и постараемся обсудить полученные данные.

За всю историю профессионального велоспорта не отмечено случая, чтобы гонщик - победитель "Вуэльта Испании" в апреле в том же сезоне стал чемпионом мира (!). Победители "Джиро Италия" почти за 70 лет только четыре раза становились в этом же сезоне чемпионами мира: А. Бинда (1927), Ф. Коппи (1953), Э. Бальдини (1958), Б. Ино (1980). Победитель гонки "Тур де Франс" также только четыре раза выигрывал чемионат мира: Г. Шпейхер (1933), Л. Бобе (1954), Э. Мерке (1971), Г. Лемонд (1989).

Дополнительно следует отметить два выдающихся факта, когда гонщику удавалось выигрывать последовательно в одном сезоне два супертура "Джиро Италия" (май - июнь) и "Тур де Франс" (июль) и одержать победу на чемпионате мира (август). В этих случаях количество соревновательных дней за два месяца участия в "больших турах" составило 44 дня, объем соревновательной работы - около 8 тыс. км, т.е. более 205 часов. Этого добились выдающийся бельгийский гонщик Э. Мерке в 1974 г. и ирландец С. Роше в 1987 г.

Интересно отметить, что в последующие годы после своего "тройного" успеха ни тот, ни другой гонщик не смог одержать победу ни в одном соревновании подобного ранга, хотя Э.Меркс завершил свою карьеру через три года (в 1977 г.), а С. Роше - только через 6 лет (в 1993 г.). Это дает основание предполагать, что соревновательная нагрузка в этих сезонах у спортсменов была чрезмерной и существенно превышала их адаптационные возможности, что не позволило им вернуться на достигнутый уровень спортивной формы.

Особо следует остановиться на заключительном этапе подготовки гонщиков к олимпийским играм в условиях элитного профессионального календаря. На рис. 2 а, б представлена принципиальная схема развития спортивной формы у гонщиков, занявших 1-б-е места на Олимпийских играх в Атланте (групповая гонка) и российских гонщиков - участников этих соревнований с учетом участия в соревнованиях "Джиро Италия" и "Тур де Франс".

Из шести спортсменов - призеров олимпийских игр - пять не стартовали в "Джиро Италия" (18 мая - 9 июня), и только опытный П. Ришар проехал 19 этапов и сошел. Напротив, все российские гонщики приняли участие в этой тяжелейшей гонке, причем трое из них - П. Тонков, П. Угрюмов, Е. Берзин - завершили ее в десятке лучших (соответственно, 1, 4, 10-е места) и двое - Д. Конышев и В. Давиденко - сошли после 17-18-го этапов гонки. Этот факт позволяет утверждать, что трое сильнейших гонщиков, представлявших Россию на Олимпийских играх в Атланте, находились на пике спортивной формы уже в мае - июне, что преждевременно с точки зрения подготовки к олимпийским стартам, в то время как их соперники только набирали спортивную форму.

Данные участия в гонке "Тур де Франс" (29 июня - 21 июля), завершившейся за девять дней до старта групповой гонки на Олимпийских играх, показали почти противоположную картину. Все гонщики, занявшие на Олимпийских играх первые шесть мест, стартовали в этом супертуре, причем пять спортсменов ее завершили. Однако в число двадцати сильнейших вошел только Р. Виранк (5-е место на Олимпийских играх), остальные гонщики прошли гонку, видимо, без предельного напряжения сил, хотя применительно к "Тур де Франс" это очень условно, так как гонка представляет собой очень серьезное испытание для любого гонщика, и для того чтобы пройти все 22 этапа, необходимо быть в очень хорошей физической кондиции. Из российских гонщиков в "Тур де Франс" участвовали только П. Угруюмов - 7-е место и Е. Берзин - 20-е. Следовательно, непосредственно в преддверии олимпийских стартов они прошли полностью, с максимальной отдачей сил (судя по высоким местам в итоговых протоколах обоих супертуров), две труднейшие многодневные гонки (46 дней соревнований с километражем 7786 км). С этих позиций 58-е место П. Угрюмова и 103-е - Е. Берзина на Олимпийских играх в групповой гонке, видимо, закономерный и вполне предсказуемый итог их соревновательной подготовки.

Анализируя структуру соревновательной подготовки П. Тонкова, также трудно было предположить, что он успешно выступит на Олимпийских играх в Атланте, поскольку после его выдающейся победы в "Джиро Италия", потребовавшей, несомненно, полной отдачи физических и психологических сил, возвращение к пику спортивной формы через 1,5 месяца не представляется реальным. Напомним, что последний случай подобного успеха отмечен в 1980 г. в связи с именем французского гонщика Б. Ино, явного лидера профессионального велоспорта тех лет.

Выступление Д. Конышева и В. Давиденко (13-е и 27-е места) вполне соответствует их возможностям на данный сезон. Не принимая участия в "Тур де Франс", они, скорее всего, избежали чрезмерной нагрузки участия в двух следующих друг за другом супертурах, что вряд ли могло положительно повлиять на показанный ими результат.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 98
Бесплатно скачать Статья: Подготовка велосипедистов-шоссеиников высокой квалификации в условиях элитного профессионального календаря соревнований