Статья: Пограничный анализ - новый метод психокоррекции наркозависимых личностей

Было показано, что основными условиями успешной психокоррекции наркозависимой личности является учёт особенностей наркозависимости. Наиболее важными из них являются:

а) Учёт особенностей и закономерностей наркотической виртуальной реальности ;

б) Создание таких внутренних условий, которые бы способствовали преобладанию ценностей переживания над понимаемыми ценностями;

Именно этим двум условиям, на наш взгляд, удовлетворяет метод пограничного анализа.

Согласно нашим исследованиям и наблюдениям, успешное удовлетворение актуальных потребностей в ходе сформированных деятельностей, мотивы которых актуализируют смысловые установки и ценности [ К. Г. Сурнов, 1982 ], противостоящие смысловым установкам наркозависимой личности, является лишь добавочным условием успешной психокоррекции наркозависимости. С нашей точки зрения, проблему психокоррекции наркозависимости сводить лишь к созданию новых мотивов-ценностей, которые бы противостояли мотивам-ценностям наркозависимости, не достаточно. Необходимо не только противостояние, но и замещение деструктивных наркотических установок альтернативными установками. Кроме того, выше было отмечено, что наркозависимая личность погружается в мир наркотических иллюзий не только из-за того, чтобы удовлетворить свои потребности с помощью реализации каких-то ценностей, но и реализовать свой смысл жизни, который в большинстве случаев не осознаваем и не выражаем в трезвом состоянии. ( Тем более простое противостояние установок это не ликвидация причины наркозависимости, а лишь её аккумулирование, что в конце концов приводит к рецидивам ). Иллюзия полноты смысла, некий квазисмысл жизни приходит в виде наполненности восприятия, открытия неких неизвестных для трезвого состояния ощущений, когда субъект погружается в виртуальный мир наркотических иллюзий. Наполнить этот смысл жизни в трезвой жизни до виртуального уровня, является трудной и часто недосягаемой задачей. Метод пограничного анализа решает (первичную) задачу компенсации этих квазисмыслов настолько, что постепенно начинает решаться (вторичная ) задача создания новых мотивов деятельности, актуализирующих новые смысловые установки, которые противостоят старым деструктивным установкам. Таким образом, для успешной психокоррекции необходима не только противостояние установок, но и их замещение.

В целом развитие наркозависимой личности с точки зрения её деятельности можно представить в виде следующей блок-схемы:

Блок-схема 4

Как видно, пограничный анализ выступает в качестве некоего преобразования, некоей «линзы», преобразующей восприятие наркозависимой личности. Пограничный анализ позволяет соединить несводимые друг к другу наркозависимую и ненаркозависимую, т.е. виртуальную и действительную реальности. Этот метод выступает в роли переходного оператора, который ранее отсутствовал при психокоррекции наркозависимости, основанной на деятельностном подходе. В результате этого изменяется механизм и структура деятельности личности. У личности открывается множество потребностей (см. выше блок-схему).Пограничный анализ, разрешает проблему стыковки законов реального и виртуального миров наркозависимой личности.

По сути своей, наркозависимая личность приходит к психотерапевту, благодаря своей трезвой части. Однако, в большинстве случаев, трезвая часть его личности уже сделала всё, что могла, чтобы поддержать состояние трезвости, и это означает, что с этой частью уже нечего делать. Нам же надо получить доступ к той части его личности, которая заставляет потреблять. Кроме того, необходимо донести результаты взаимодействия с наркочастью до трезвой части. Но это невозможно, так как эти две части резко диссоциированы настолько, что когда наркозависимая личность находится в одном состоянии, психотерапевт не может общаться с другим состоянием. Проблему переформирования этого диссоциированного состояния, частично разрешает нейро-лингвистическое программирование [ Бэндлер Р., Дж. Гриндер, 1995], позволяющее существовать эти два состояния одновременно. Согласно этому методу, сначала формируется доступ к потребляющей части и «ключ» (якорь) к этому доступу закрепляется. Аналогично, закрепляется «ключ» для вхождения в трезвость. И, в конце концов, используются эти два ключа одновременно, чтобы одновременно войти в реальный и виртуальный (наркотический ) мир.

По сути своей Р. Бэндлер и Дж. Гриндер, разработали метод стыковки трезвой и наркотической части личности, в основе которого лежит внушение опъянённого состояния тогда, когда личность находится в трезвом состоянии. Такая стыковка позволяет эффективно «доносить установки до нужной цели». Нами [ Гарифуллин Р. Р., 1997], был предложен метод стыковки наркотической и трезвой части, в основе которого лежит внушение трезвого состояния тогда, когда личность находится в опъянённом состоянии.

Практика показывает, что вышеприведённые методы переформирования диссоциированного состояния наркозависимой личности не всегда бывают эффективными, так как внушаемость пациентов различна.

Разработанный в данной работе пограничный анализ, не требует особой внушаемости пациентов. Этот метод по сути своей соединяет в себе следующие процедуры:

Психокоррекционная работа ведётся с личностью, находящейся в постнаркотическом ( трезвом ) состоянии:

а) на языке трезвеннической реальности (традиционный подход);.

б) на языке наркореальности ;

Психокоррекционная работа ведётся с нарколичностью, находящейся в наркотическом состоянии:

а) на языке трезвеннической реальности ;

б) на языке наркореальности ;

3. Экзистенциальный подход. Психокоррекционная работа ведётся с нарколичностью на языке наркореальности, который постепенно переходит на «нейтральный» язык «пограничной реальности».

Основными этапами пограничного анализа являются :

1. Этап выявления и селекции полярных конструктов как первичных элементов нарколичности, которые получили в работе названия Ж-процессов (радость жизни) и С-процессов (страх смерти). Под Ж-процессом понималась жизнедеятельность с наибольшим наполнением жизни позитивными ценностями переживания, под С-процессом с наименьшим, ограниченном лишь на понимаемых ценностях. На этом этапе пациент самостоятельно и с помощью психолога анализирует через категории С и Ж- процессов свои прошлые и настоящие трезвые и опъянённые состояния жизнедеятельности. Отбираются эпизоды (Ж-процессы) трезвеннических восприятий, которые по яркости ощущений тождественны наркотическому восприятию. Именно посредством их на заключительном этапе будет проведён синтез наркотического и трезвеннических восприятий. По сути пограничный анализ позволяет самой личности проводить селекцию своих полярных психологических конструктов по признаку наличия в них С и Ж- процессов и благодаря этому формировать понимаемую ценность жизни настолько, чтобы происходило повышение ценности переживания жизни. Для этого ограничиваются все настоящие депрессивные тенденции (С-процессы) нарколичности, заключающиеся в интерпретации ценностей трезвой жизни лишь как непривлекательных и «скучных». Показывается, что причина такого пессимистичного восприятия ценностей заложена в ограничении восприятия ценностей лишь как понимаемых, что не все ценности можно выразить словами, что настоящие ценности должны быть переживаемыми. В результате ценности переживания постепенно выходят на первый план. Личность больше начинает жить не результатами (конечный результат жизнедеятельности - смерть), а процессами жизнедеятельности (жизнь). Понимаемые деятельностные ценности, сосредоточенные лишь на конечном результате, становятся вторичными. По сути своей, в процессе такого анализа, проводимого на первом этапе, у пациента вырабатывается внутренняя установка оценивать свои действия и окружающий мир с позиций жизни и смерти, но с акцентом на первое.

2. Этап переживания своих прошлых трезвеннических и опъянённых состояний (Ж-процессов). На этом этапе пациент, в присутствии психолога, обучается быстрому вхождению в состояние переживания своих наиболее ярких прошлых опъянённых и трезвых состояний. Анализируются причины потребления наркотических средств (C-процессы).

3. Этап стыковки наркореальности с трезвеннической реальностью. Он получил название двухстороннего переформирования диссоциированных наркотического и трезвеннического состояний. Сначала, личность с помощью воспоминаний переживает состояния прошлых наркоопъянений и с ней ведётся сравнительный анализ Ж-процессов наркосостояний и прошлых трезвых состояний. (Или с личностью, находящейся в состоянии опъянения, проводят аналогичный сравнительный анализ трезвеннических Ж-процессов прошлого). Затем, личность с помощью воспоминаний погружается в состояние прошлых позитивных трезвеннических состояний и с ней проводят аналогичный сравнительный анализ трезвеннических и наркотических Ж-процессов. На этом последнем этапе, на основании сравнительного анализа, психотерапевт убеждает пациента в том, что в дальнейшем Ж-процессы опъянения будут тождественно замещаться Ж-процессами трезвеннической жизни. Таким образом, стыковка наркореальности с трезвеннической реальностью происходит за счёт создания связей между переживаниями прошлых Ж-процессов наркотической и трезвеннической реальностей. Этот процесс образно можно представить как процесс «сшивания и сращивания двух частей, разорвавшейся личности». Именно на этом этапе формируются ценности-смыслы, которые вызывают переживания, тождественно замещающие наркопереживания. Пограничный анализ разрешает проблему стыковки законов реального и виртуального миров наркозависимой личности. В результате этого изменяется механизм и структура настоящей деятельности личности, за которой совместно наблюдают и анализируют пациент и психолог. Личность как бы вырывается из замкнутого круга потребностей, связанных лишь с наркотическим потреблением и у неё открывается множество новых потребностей

Эффективность психокоррекции нарколичности методом пограничного анализа оказалась выше по сравнению с традиционными методами психокоррекции. Пятилетние наблюдения за наркозависимыми личностями показали, что в зависимости от того какие ценности после психокоррекции становились главными, зависела продолжительность установки на трезвость.

Как видно из таблицы (см. ниже), эффективность психокоррекции наиболее высокой оказалась в первой группе, где в качестве главных ценностей выступали ценности переживания. В этой подгруппе процент рецидивов за пять лет был почти в два раза меньше, чем во второй подгруппе, где в качестве главных ценностей выступали ценности созидания. В то же время в подгруппе, где главными ценностями были внедеятельностные понимаемые ценности, процент рецидивов был меньше в 1,5 раза по сравнению со второй группой (деятельностные понимаемые ценности). Необходимо отметить, что большинство лиц из первой группы прошли пограничный анализ и именно благодаря ему приобрели соответствующую ценностную ориентацию. В то время как во второй группе большинство прошли курс традиционного кодирования.

Теперь подробнее коснемся вышеприведённых пунктов. Во второй главе нами было показано, что эффективность деятельностного подхода без учёта особенностей наркозависимости (существования несводимых друг к другу реальностей и др.) сравнительно низкая. Деятельностный подход без учёта особенностей наркозависимости может быть использован лишь на предначальных стадиях наркозависимости. Как учесть эти особенности в процессе психокоррекционной работы?

Согласно пограничному анализу, разработанному в данной работе, общение психолога с наркозависимой личностью должно происходить в понятиях виртуального наркотического мира. Для этого объекты и ценности реального мира преобразуются под пространство виртуальной наркореальности, и наоборот. Иными словами, понятия-ценности реального мира выражаются в понятиях-ценностях наркореальности. Психолог, ссылаясь на научные исследования и другие факторы, должен убедить нарколичность в том, что в ненаркотическом реальном мире существуют мании, ничуть не уступающие по своим ощущениям наркомании.

Пример. После лечения от алкоголизма у меня появился зверский аппетит. Думал, что всё пройдёт, но вот уже как два года, а я всё время думаю только о еде. Люблю готовить. Друзья и знакомые называют меня гурманом. Если я голоден, то в голове у меня только мысли о еде, мне чудятся какие-то прекрасные запахи, желудок начинает урчать, во рту появляются обильные слюни. Я ни о чём не могу думать. Могу есть где угодно и когда угодно. Могу не постеснявшись попросить еды у незнакомых мне людей. Для меня больше удовольствие доставляет не только потребление пищи, но и её приготовление. Всё это для меня единый приятный процесс. Всегда с собой чего нибудь ношу поесть. Знали бы вы, какое настроение мне приносит процесс потребления пищи. Порой закрываю глаза и мне ничего не надо, вот так бы есть и есть всю жизнь. Красиво накрытый стол, красиво уложенные блюда - вот мои сны и фантазии.

Психолог должен доказать и показать больному, что любые альтернативные мании также приводят к выработке организмом наркотических средств, что по сути своей взамен алко- или наркомании должны прийти безвредные мании : любовная мания, книгомания, Богомания, непатологическая мания тщеславия и самоактуализации и другие мании (см. ниже рисунок), способствующие духовной и творческой деятельности :

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 154
Бесплатно скачать Статья: Пограничный анализ - новый метод психокоррекции наркозависимых личностей