Статья: Показатели качества образования
Образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание образования и его направленность отражают образовательные программы и стандарты. Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности:
Носитель знаний
Передача знаний
Получатель знаний
Восприимчивость методик передачи знаний
Фундаментальность знаний
Востребованность полученных знаний
Получение новых знаний
Качество образования определяется прежде всего качеством носителя знаний (учителей, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. В зависимости от фундаментальности полученных знаний обучающиеся могут:
выдержать конкурсные экзамены при поступлении на обучение;
пройти конкурсный отбор при устройстве на работу;
более успешно осваивать учебные дисциплины, базирующиеся на знаниях базовых дисциплин, изученных на предыдущих стадиях образовательного процесса.
Научно-технический прогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новых производственных и информационных технологий. Поэтому требуется непрерывное образование с целью получения новых знаний и их применения в профессиональной деятельности. В современных условиях реальной необходимостью является непрерывное образование.
Система менеджмента качества в образовании строится на следующих принципах:
понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно-технического прогресса и международных стандартов;
ориентация на потребителя, жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента;
постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.
Жизнедеятельность образовательных структур состоит из трех взаимосвязанных процессов:
1. получение ресурсов;
2. использование ресурсов для достижения целей организации;
3. передача результатов деятельности во внешнюю среду.
При реализации процессного подхода к системе менеджмента качества в образовании необходимо учитывать схему взаимодействия различных органов власти, интересы которых лежат в области образования. Достижения теории и практики менеджмента качества с полным основанием могут применяться при создании системы менеджмента качества в образовательных структурах.
Для системы менеджмента качества применимы следующие принципы:
ориентация на потребителя;
учет ситуации на рынке образовательных услуг;
учет ситуации на рынке труда;
лидерство руководителя;
вовлечение профессорско-преподавательского состава и сотрудников;
процессный подход к менеджменту;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--