Статья: Политическая система современной России и КПРФ
Основной чертой развития политической системы в России является процесс массовой политической маргинализации. Как известно, процесс маргинализации подразумевает под собой два взаимосвязанных процесса: - постепенное вытеснение или насильственный выброс за пределы законности и разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, отличающегося от официального мира. Мы наблюдаем этот процесс во всей его весьма сомнительной красе, происходит монополизация политики, осуществляемая на базе государственной бюрократии, составляющей основу партии «Единая Россия», всем остальным участникам политического процесса отводится роль политических маргиналов. Этому, прежде всего, служат изменения законодательной базы в сторону пропорционального выборного процесса, а также в сторону резкого ужесточения критериев необходимых для участия в политическом процессе на любом уровне от федерального до муниципального, от участия в политическом процессе отстраняются общественные организации, самостоятельные политические организации уровня ниже федерального, отдельные политики не вписывающиеся в формат федеральных партий.
Государственная бюрократия путём изменения законодательной базы и пользуясь своей политической монополией, лишает политический процесс его основного свойства, а именно возможности конвертации общественного или финансового веса в возможность оказания влияния на государственную политику, лишая партии не пользующиеся поддержкой государства практически всех источников финансирования и обрекая их на невозможность участия в политическом процессе на федеральном уровне, а следовательно на ту же маргинальность. На фоне этого процесса весьма динамично развивался проект второй проправительственной партии - «Справедливая Россия», которая с одной стороны была полностью лояльной правящей в стране верхушке, с другой стороны пользовалась её явной поддержкой. Однако процесс маргинализации не обошёл стороной даже «Справедливую Россию», собравшую в своих рядах недовольных из других партий и прежде всего тех же чиновников, которым не нашлось места в «Единой России».
Недавний выбор президента однозначно показал, что двухпартийной системы, даже состоящей из прогосударственных бюрократов, не будет. Выбор этот окончательно показал, что правящий в России режим, а именно так с полным правом можно называть теперь власть в России, отказался от принципа конкурентности и состязательности в политической системе и окончательно взял курс на монополизм, а значит скоро населению в полной мере придётся познать всю прелесть отсутствия политического выбора. На данный момент мы наблюдаем начало второй составляющей процесса маргинализации, а именно процесс создания вытесненными из законной политики маргиналами собственного политического мира противопоставленного миру официальной политики, свидетельством чему служит множество круглых столов, консультативных совещаний, проект «Другой России».
И выше перечисленного проистекают и основные слабые места формирующейся политической системы в России: во первых - это монополизация власти, как известно любая монополия несет с собой огромный негатив связанный с отсутствием выбора и препятствующий общественному развитию, не зря же в сфере экономики возникло антимонопольное законодательство; во вторых - отсутствие выбора приводит в купе с монополией к быстрой потере легитимности в обществе; в третьих: процесс массовой политической маргинализации, уже сейчас, привёл к тому, что формируемый политическими маргиналами мир стал намного больше и богаче, чем мир официальный, а проблемы политического выживания будут заставлять его субъектов консолидироваться вокруг общей политической программы - разрушения существующей политической системы; в чётвёртых - власть сама поставила дело таким образом, что мирное сосуществование обоих миров практически невозможно, а исход борьбы будет взаимоисключающим. Причём в результате неминуемой потери общественной легитимности, чтобы остаться у власти правящий режим будет осуществлять постоянный дрейф в сторону репрессий и диктатуры.
Уникальным объектом в результирующей политической системе является КПРФ. Уникальность КПРФ в том, что эта партия не пользуется поддержкой власти. Однако власть не в силах её маргинализовать до конца, так как КПРФ обладает большим электоральным весом на федеральном уровне, который ни при каких обстоятельствах не будет лояльным к существующей власти. Более того уникальность КПРФ состоит и в том, что политический интерес её верхушки - остаться в существующей политической системе и пользоваться её благами, является чётко противоположным политическому интересу её низового актива и электората за неё голосующего. У актива политический интерес диктуется коммунистической идеологией, а у электората протестом против существующего строя и власти. В этих условиях руководство КПРФ приобретает особенную ценность для власти, так как оно является гарантом стабильности в обществе, контролируя основную массу протестного электората, протест, которого сообразуясь с основным своим политическим интересом, оно гасит или выпускает мимо реального объекта на который этот процесс направлен - официальной власти. Функции руководства КПРФ диктуются его политическим интересом - это монополизация левого протестного фланга, с целью получения максимального электорального результата, позволяющего стать пусть даже формальными субъектами, но официального политического процесса; постоянное продуцирование социальной протестной демагогии, позволяющей с одной стороны выглядеть руководителями общественного протеста, с другой стороны делать этот протест безопасным для официальной власти; эмуляция протестных действий опять же в формах безопасных для официальной власти. Стабильность КПРФ обеспечивают коммунистическая идеология - мотивирующая актив; монопольное положение на левом фланге, заставляющее протестный левый электорат из соображений политической целесообразности голосовать за единственную альтернативу правящей в стране власти - однако всё это реально используется её руководством только для попадания в органы законодательной власти и обеспечения своего нахождения в системе официальной политики.
Всё выше перечисленное позволяет утверждать что, несмотря на декларативные заявления власти о том, что наконец-то Россия вступила в период стабилизации практически ни один элемент сложившейся системы стабильным не выглядит. Даже основной столп - «Единая Россия» представляет из себя весьма разношерстную кампанию представителей разнообразных местечковых чиновничьих кланов, более склонных к местечковому и клановому сепаратизму, чем выстраиванию единой опоры государства. Ничего позитивного до предела коррумпированная властная элита народу дать не может, кроме того она сама создала себе смертельного врага, состоящего из её же представителей, отодвинутых от возможности участия в разделе властного пирога. Сходный процесс наблюдается и на левом фланге, столп декларативной российской стабильности номер два, раздирается не меньшими противоречиями. Он также не в состоянии дать ничего позитивного народу, да и к тому же давно перестал отвечать политическим устремлениям своего актива. При анализе данной ситуации явно видно, что влиять на стабильность властной системы в России можно двумя способами:
1. Воздействуя на столп номер один - «Единую Россию» основу ресурса твёрдости которого составляет коррупционный ресурс - высокие цены на нефть и возможность участвовать делёжке государственного пирога;
2. Воздействуя на столп номер два - КПРФ основа твердости которого, ещё не до конца угасшие надежды протестующего левого электората и боязнь актива уйти из единственной пусть формально оппозиционной власти корпорации.
Против «Единой России» потенциально направленно всё общество и чтобы остаться на вершине власти она будет вынуждена всё больше сужать поле официальной политики и всё больше прибегать к репрессивным мерам, что мы и наблюдаем. Эти действия будут приводить к росту контр - официального политического мира и к его всё большей радикализации и в момент, когда будет достигнута критическая масса протеста или провалится нефтегазовый ресурс или раздираемая противоречиями чиновничья корпорация начнёт внутреннюю междоусобицу - столп номер один рухнет, а с ним рухнет и вся сложившаяся система. Прогнозирование момента наступления данного события осложняется наличием очень большого количества неизвестных и он может наступить в пределах от одного года (после выборов президента) до нескольких десятков лет (что впрочем мало вероятно). Уход протестного актива и электората из под клана Зюганова не приведет к единовременному падению системы, однако сильно ускорит этот процесс, так как сильно усилит и радикализирует неофициальную политику, всё участники которой на первом этапе будут объединены политической программой уничтожения официальной властной системы. Причём не обязательно для этого уничтожать самое КПРФ, достаточно либо просто сменить зюгановский клан у руля партии, либо создать параллельную управляюще-координирующую структуру внутри КПРФ, которая будет генерировать и координировать протестную деятельность актива и сторонников и согласовывать эту деятельность с протестом остальных левых и нелевых.
Создание данной структуры уже давно назрело, так как постоянно возникают отдельные группы внутри КПРФ, которые стремятся к реальному протесту, и зюгановское руководство также постоянно их вычищает из официальных рядов партии со всё более и более идиотскими формулировками, кроме того уже целые регионы КПРФ состоят в федеральной структуре лишь формально не признавая авторитет руководящего клана. Последний процесс ярко иллюстрируется нынешней выборной кампанией в Государственную Думу, когда в списки на центральном съезде в пику региональным руководителям включались без всякого с ними согласования (да и могло ли быть в данной ситуации хоть какое-то согласование) включались лично преданные руководящему клану люди. Всё это показывает, что процесс деградации руководящей корпорации в КПРФ достиг такого уровня, что пора просто подбирать управление с пола и в случае, если это управление будет соответствовать политическим устремлениям актива и сторонников, КПРФ из опоры правящего режима превратится в его могильщика.