Статья: Понятие интеллектуальной собственности

Объектами интеллектуальной собственности являются творения человеческого разума, его интеллекта. Обычно интеллектуальную собственность (ИС) делят на две составляющие - промышленную собственность и авторское право. В заключенной в Стокгольме 14 июля 1967 г. Конвенции, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), говорится, что ИС включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным трудам, театральным постановкам, фонограммам, радио и телевещанию, изобретениям во всех отраслях человеческой деятельности, промышленным образцам, товарным и фирменным знакам, защите от недобросовестной конкуренции. Понятие промышленной собственности (ПС) иногда ошибочно трактуют, как относящееся к движимой и недвижимой собственности, используемой в промышленном производстве. Например, к промышленной собственности относят заводы, машины и станки для производства промышленной продукции. Однако на самом деле ПС является частью интеллектуальной собственности и непосредственно относится к научно- техническим творениям человека. Наиболее распространенными объектами ПС являются изобретения, полезные модели, товарные знаки и промышленные образцы. Следует, конечно, иметь в виду, что термин промышленная собственность достаточно условен, поскольку непосредственно в промышленности применяют в основном изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Относящиеся к ПС товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования представляют интерес в первую очередь для коммерческих целей.

Вторая ветвь ИС - авторское право - относится к произведениям искусства, литературным и музыкальным произведениям, творениям кинематографии, а также к научным произведениям, среди которых следует отметить программы для ЭВМ. На английском языке авторское право обозначается термином копирайт (copyright). Смысл данного термина состоит в том, что только автор художественного произведения или его правопреемник имеет право дать разрешение на изготовление копий произведения, например, книги или кинофильма. Родина законодательства об авторском праве - Великобритания. В 1709 г. парламентом этой страны был принят Статут королевы Анны (The Statute of Queen Anna), в котором сформулированы действующие и по настоящее время принципы авторского права. Вот они: естественный закон, справедливое вознаграждение за труд, стимулирование творческой активности, общественные потребности.

Британские колонии в Северной Америке не имели своего отдельного законодательства по авторскому праву. Однако непосредственно после окончания войны за независимость (1775-1783 гг.) Конгресс США принял резолюцию, рекомендовавшую обеспечить в ряде штатов охрану прав авторов и издателей. Позднее в 1787 г. в Конституции США было зафиксировано, что американская Конституция наделяет Конгресс властью "содействовать прогрессу науки и полезных ремесел, гарантируя на определенный период времени авторам и изобретателям исключительное право на их художественные произведения и изобретения". Таким образом, в XYIII в. американская Конституция закрепила права граждан этой страны на ИС.

Действующая Конституция Российской Федерации в разделе, касающемся прав и свобод человека и гражданина, в ст. 44 гарантирует охрану ИС. Основными законами, обеспечивающими охрану ИС в соответствии с Конституцией являются федеральные законы: Патентный закон, законы "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "Об авторском праве и смежных правах", "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", "О правовой охране топологий интегральных микросхем". Все законы, на которых базируется институт охраны ИС в России, прошли экспертизу в ВОИС, являющейся специализированной организацией ООН.

2. Промышленная собственность

Традиционно законодательство по ПС любой страны базируется на ее патентном законе. Основными отличиями российского Патентного закона являются его структура, переход на систему "отсроченной экспертизы", предоставление преимущественного права на изобретение работодателю и введение института полезных моделей.

В структуру Закона включены нормы, касающиеся сразу трех объектов ПС - изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Эти объекты близки по существу и по процедуре подготовки заявок на их правовую охрану. Кроме того, технологии прохождения заявок на все эти объекты ПС при их экспертизе в Патентном ведомстве достаточно близки. В сгруппированном виде в Законе представлены положения по оформлению заявок и экспертизе объектов, защита которых должна обеспечиваться на протяжении всего цикла научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ и последующего производства. Так, в процессе разработки изделия и отладки его производства подаются заявки на изобретение и полезную модель. До выхода изделия на рынок необходимо подать заявку на промышленный образец.

Впервые вводимая в России система "отсроченной" экспертизы является самой распространенной в мире. Она появилась в конце 40-х - начале 50-х гг. в Нидерландах, а затем была принята большинством патентных ведомств мира. Действует эта процедура практически во всех странах Западной Европы, в Японии, Корее, Китае. Согласно ее процедуре, рассматриваются заявки на выдачу европейского патента. Являясь вариантом проверочной (т.е. предусматривающей проверку патентоспособности изобретения), отсроченная экспертиза имеет ряд преимуществ. В соответствии с ее правилами все заявки, не являющиеся секретными, публикуются через 18 месяцев.

Что дает заявителям и изобретателям обязательная публикация? Прежде всего в условиях свободной конкуренции все соискатели монопольных прав, а именно таковыми и являются физические и юридические лица, испрашивающие патент, выкладывают " свои карты на стол". При этом следует иметь в виду, что они не должны уплачивать пошлину за экспертизу, как это делается в соответствии с прежней процедурой. Любое лицо, сравнивая свою заявку с другими опубликованными заявками, а также учитывая интерес потенциальных покупателей лицензии (в случае выдачи патента) и ситуацию на рынке, может решить для себя вопрос о целесообразности патентования и несения последующих финансовых затрат.

Следует особо отметить тот факт, что публикация заявки обеспечивает временную охрану прав заявителя, предотвращает выдачу патентов на аналогичные изобретения конкурентам и заставляет их искать новый подход к решению технической проблемы. В целом же ускоряется процесс обмена научно-технической информацией, что стимулирует развитие экономики и приводит в конечном счете к улучшению уровня жизни всего общества.

Отсроченная экспертиза особенно выгодна для отечественных изобретателей, поскольку позволяет экономить деньги на уплату пошлины за ее проведение в случаях, когда заявитель убеждается в нецелесообразности получения патента. Кроме того, она обеспечивает публикацию информации о заявленном изобретении на территории всей Российской Федерации, что в условиях слабо развитой в нашей стране инфраструктуры по выявлению конъюнктуры рынка имеет принципиальное значение.

Несмотря на то что в законе очень мало обязательных сроков, регламентирующих проведение экспертизы, процесс рассмотрения заявок должен быть достаточно быстрым. Основной причиной этого является то, что закон предусматривает вынесение одного решения по заявке.

В случае несогласия заявителя с решением экспертизы он должен после вынесения первого (и последнего) решения сразу же обратиться с жалобой в Апелляционную палату. При несогласии с ее решением автор имеет право обжаловать ее в Высшей патентной палате. Решение Высшей патентной палаты окончательно и обжалованию не подлежит.

Патентный закон РФ изменяет отношения между автором и патентообладателем, которые были практически неизменны на всем протяжении действия института авторского свидетельства в СССР. Все права на пользование изобретением, защищенным авторским свидетельством, принадлежали государству как патентообладателю, которое в свою очередь предоставляло такое право без специального разрешения всем государственным, кооперативным и общественным организациям. За изобретателем сохранялось авторство и право на вознаграждение за использование изобретения государством.

Переход России к хозяйству рыночного типа означал изменение отношений между автором и государством, между автором и работодателем, между работодателем и государством.

Все эти изменения нашли свое отражение в Патентном законе России.

Наиболее сложным видом являются взаимоотношения между автором и работодателем, причем эти отношения регулируются не так, как это предусматривалось Законом СССР "Об изобретениях в СССР".

Анализ патентного законодательства ведущих индустриальных стран мира показал, что преимущество в этих отношениях отдается работодателю.

Современное производство весьма сложно и наукоемко. Появлению изобретений, как правило, предшествует период накопления знаний, обладание которыми позволяет сделать рывок за пределы известного уровня техники. Этот рывок является основным критерием охраноспособного изобретения. Однако исходные знания получают в результате работы целых коллективов, проведения многочисленных опытов, обработки их результатов с применением вычислительной техники. Все материальные затраты, включая оплату труда служащих по созданию базисного знания, несет работодатель.

Именно поэтому ему, т.е. работодателю, предоставляется в большинстве случаев право на получение патента. В п. 2 ст. 8 Закона косвенно вводится очень важное понятие служебного изобретения, под которым понимается изобретение, сделанное автором или авторами при исполнении своих служебных обязанностей или при получении от работодателя конкретного задания.

Третьей особенностью российского Патентного закона является введение института охраны полезных моделей. В самом общем смысле полезная модель - это так называемое малое изобретение, то есть изобретение, отвечающее критерию новизны, но имеющее невысокий творческий уровень.

В Патентном законе Российской Федерации полезная модель определяется как "конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей". Охрана полезных моделей ставит своей целью предоставление среднему и мелкому предпринимательству, равно как и отдельным изобретателям, механизма быстрой и дешевой защиты их конструктивных разработок. Например, в Республике Корея защищена конструкция зажигалки, скомбинированной с открывалкой для пивных бутылок. Практическая ее потребность, несмотря на невысокий творческий уровень разработки, несомненна. Выпуск данной конструкции обеспечил производителю высокие прибыли, а наличие охранного документа на полезную модель защитило его монопольные права как патентообладателя.

Правовая охрана полезной модели предоставляется только на 5 лет, а не на 20 как в случае патента. Более короткий срок охраны полезных моделей по сравнению с изобретениями, обусловленный достаточно быстрым обновлением потребительского рынка в условиях конкуренции, компенсируется значительно более простым механизмом их защиты.

Заявка на полезную модель подвергается только формальной экспертизе. Преимуществом такой процедуры является быстрота (свидетельство на полезную модель может быть получено заявителем через полгода), недостатком - меньшая надежность и, как следствие, возможность оспаривания правомерности выдачи свидетельства.

Следует отметить еще одну особенность механизма охраны полезных моделей. Если, например, заявитель по каким-либо причинам решит, что целесообразнее для него было бы подать заявку на изобретение, то возможно преобразование заявки на полезную модель в заявку на изобретение. Однако такая трансформация доступна до момента принятия решения о выдаче свидетельства на полезную модель. Предусматривается и обратная трансформация (она может быть осуществлена до публикации сведений о заявке на изобретение).

Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" относится к регулированию правовых и экономических отношений, возникающих в связи с охраной трех сходных объектов ПС, причем два из них (товарные знаки и знаки обслуживания) достаточно давно применяются в отечественном законодательстве, а третий (наименования мест происхождения товаров) вновь вводится в систему правовой охраны. Что касается двух первых из упомянутых видов ПС, то их охрана обеспечивается практически в соответствии с ранее действовавшим механизмом. Иначе дело обстоит с охраной наименований мест происхождения товаров, впервые введенной на территории РФ. Целью такой охраны является поддержание и стимулирование определенных производств и промыслов, которые обеспечивают изготовление и поставку на рынок продуктов, обладающих уникальными качествами. Данные качества обуславливаются конкретными географическими и социальными факторами, часто опирающимися на многовековые национальные традиции. К числу наименований мест происхождения товаров можно отнести, например, "Вологодские кружева" и "Дымковскую игрушку".

В России за период с августа 1991 г. проведена огромная работа по созданию современной системы охраны промышленной собственности и ее правовой базы. Однако работа эта не завершена. До сих пор не создана Высшая патентная палата, которая в соответствии с Патентным законом и законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" призвана решать споры между заявителем и Патентным ведомством в том случае, если заявитель не согласен с решением Апелляционной палаты Патентного ведомства.

Основной проблемой, связанной с Высшей патентной палатой, является проблема ее правового статуса, который должен обеспечивать палате право принятия окончательного решения по спорам о правомерности выдачи или отказа в выдаче охранной грамоты на объекты промышленной собственности.

Не реализованы также положения ст. 9 Патентного закона, касающиеся Федерального фонда изобретений России.

К числу наиболее сложных вопросов в области промышленной собственности относятся проблемы служебных и секретных изобретений, которые в настоящее время являются в известной мере взаимосвязанными. В настоящее время делается попытка решить эти вопросы в рамках федеральных законов "О секретных изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах", и "О служебных изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах", проекты которых переданы на рассмотрение Государственной Думы. С целью завершения работы по созданию правового механизма защиты ПС подготовлен проект закона о Патентном суде. Предусматривается, что последний должен решать задачи Высшей Патентной палаты, которая не входит в настоящее время в систему судебной власти в РФ и, следовательно, не имеет права принятия окончательного решения. Планируется, что такое право будет иметь Патентный суд. Принятие закона о Патентном суде потребует внесения изменений в Патентный закон и закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Определенной сложностью является и то, что Патентный суд не предусмотрен действующей Конституцией РФ.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 161
Бесплатно скачать Статья: Понятие интеллектуальной собственности