Статья: Поведенческие барьеры
Даже при самых благоприятных условиях установлению позитивного контакта между людьми часто мешают индивидуально-типологические особенности сторон. Их наличие и создает барьеры на пути установления контакта. Наличие такого барьера:
увеличивает психологическую дистанцию между партнерами;
снижает степень взаимного доверия;
деформирует характер взаимодействия и взаимоотношений.
Рассмотрим наиболее распространенные барьеры, препятствующие взаимодействию, и причины их возникновения.
Эмоциональные барьеры
Эмоции способны резко усилить или ослабить скованность, робость в поведении. Однако не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция может воздвигнуть серьезный барьер на пути нормального поведения. К таким фундаментальным эмоциям относятся: горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх и другие. Рассмотрим некоторые барьеры, возникающие при включении сильных эмоций.
Барьер страдания действует двояко, снижая, во-первых, уровень контактности, общительности человека, переживающего страдания; во-вторых, уровень коммуникативности тех, кто вступает в контакт со страдающим.
Всякое страдание обычно вызвано:
трагическими событиями;
неудовлетворенностью своим социальным статусом;
сильно заниженной самооценкой;
физическими болями и т. п.
Барьер гнева преодолеть особенно трудно, ведь гнев рождается в ответ на неожиданные препятствия, оскорбления и т. д. Гнев буквально удваивает физическую и психическую энергию. И чем он сильнее, тем активнее человек его изливает в словесных или агрессивных действиях.
Барьер отвращения и брезгливости возникает в результате нарушений кем-либо элементарных этических норм или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека. Если на физические дефекты окружающие быстро перестают обращать внимание, то гигиенические отклонения они не приемлют никогда.
Барьер презрения, как и барьер отвращения, ограничивает контакты с человеком, вызвавшим отрицательные эмоции.
Презрение обычно вызывают:
аморальные поступки;
неприемлемые черты характера (трусость, скупость);
предрассудки и т. д.
Барьер страха — один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. Он побуждает свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником.
Страх можно рассматривать и как своеобразный защитный механизм внутреннего «Я» личности. В коммуникативном аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить его дезорганизующую функцию. Она проявляется прежде всего на уровне разрушения коммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения. Страх — явление динамичное. Модусы страха можно классифицировать по степени выраженности, имея в виду экспрессивный характер страха. Это дает возможность построить динамический ряд страха.
Тревога. Первичный модус страха. Основная функция страха в этом состоянии — оценочная. Модели общения дезинтегрируются в силу большой концентрации внимания не на его содержательной стороне, а на оценке возможной угрозы.
Испуг как состояние осознания опасности и неподготовленности к ее отражению.
Собственно страх как состояние полной дезорганизации психологической структуры личности (или ее гиперсентограция).
Состояние ужаса обусловлено вмешательством дезорганизующей функции. На этом этапе возможны:
деструкция отражательного механизма;
деградация личности;
разрушение организма.
Пребывание личности как субъекта общения в том или ином модусе страха не дает возможности перейти на адекватный целям уровень поведения.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--