Статья: Проектирование учебно-воспитательного процесса в контексте современной казахстанской модели образования

На наш взгляд, обсуждение вопросов проектирования учебно-воспитательного процесса в контексте современной казахстанской модели образования необходимо начинать с определения учебно-воспитательного процесса и его характеристик (Слайд №2).

Слайд №2

Наш анализ работ по организации образовательного процесса показал, что в большинстве из них образовательный процесс рассматривается узко - только как технологии (учебный материал, способы, приемы, формы организации образовательного процесса), используемые для достижения намеченных результатов (это так называемая осознаваемая целенаправленная деятельность педагога).

Но такое узкое понимание отрывает работу по организации образовательного процесса от контекста, в котором эта работа протекает, и в котором все мы работаем и живём. Но именно контекст определяет основные требования, как к системе образования Республики в целом, так и к организации образовательного процесса: к ценностям, целям - результатам, технологиям, д еятельности педагога и ученика,критериям достижения образовательных результатов, процедурам оценки, системе управления.

Итак, контекст нашей жизнедеятельности, прежде всего, характеризуется вызовами (требованиями) времени и ответами на них Республики. Прежде всего, это глобальный экономический кризис и форсированное индустриально-инновационное развитие Республики как казахстанский путь к посткризисному развитию и лидерству [1].

Каким должно быть образование в этом контексте? На Слайде №3 показана динамика развития ценностей и политик образования или моделей образования в мировом сообществе.

Слайд №3

Эта тенденция развития мирового образования показывает, что в современных условиях образование должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к нему со стороны государства и общества, а значит выступать как социально-адаптивный механизм, способный реагировать на социальные преобразования . А современная модель образования должна функционировать как динамичная и гибкая система, способная реагировать на социальные изменения и обеспечивать их эффективность.

Как показывает опыт других стран, реализация этого требования к образованию обеспечивает формирование инвестиционной привлекательности страны и её технологический прорыв.

Очевидно, что дисциплинарная (предметная) модель образования не способна реализовать это требование. Так как в условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации (особенно в периоды кризисов) фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (то есть быть компетентным) [2].

Это означает, что обеспечение «форсированного индустриально-инновационного развития» Республики с необходимостью требует инновационной стратегии развития образования для устойчивого развития государства, общества и личности . На наш взгляд, только инновационная стратегия развития образования позволит обогатить дисциплинарную (предметную) модель образования, сохранив всё ценное, что в ней есть и осуществить переход на качественно новый уровень - к компетентностно-ориентированной модели образования.

Уникальность нашей ситуации в том, что мы уже реализуем параллельно ещё одну инновационную модель образования, ориентированную на ребёнка. Она нашла отражение в программе духовно-нравственного образования «Самопознание». Содержание программы ориентированно на:

1. Приобщение детей к духовным ценностям нашего народа и общечеловеческим ценностям.

2. Осмысление жизненных ориентиров.

3. Самореализацию ребёнка.

Что будет способствовать обретению учеником духовной и душевной целостности, которая надёжно защитит его от деструктивных сил и воздействий [3].

Именно эти две инновационные составляющие 12 летней модели обучения обеспечат её способность реагировать на осуществляемые в Республике преобразования и обеспечивать их социальную эффективность. То есть обеспечить адекватный ответ системы образования Республики вызовам времени и заказу государства. Таким образом, 12 летняя модель обучения в Республике – это модель компетентностно-ориентированного и духовно-нравственного образования.

Именно эта модель должна определить новые требования к организации нового образовательного процесса.

Ну, а само проектирование его необходимо начинать с выявления зон несоответствия существующего образовательного процесса новым требованиям 12 летней модели обучения (Слайд №4) .

Слайд №4

На слайде показаны основные недостатки в организации образовательного процесса в Казахстанских школах. Именно они должны определить основные направления проектирования нового образовательного процесса.

Перечисленные недостатки свидетельствуют о наличии основного противоречия в нашем образовании, которое будет мешать выполнению задачи, поставленной Президентом: обеспечить успешное функционирование 12 летней модели обучения к 2020 году [1]. Суть этого противоречия в следующем: с одной стороны, современное Казахстанское общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего, нравственного человека, т.е. конкурентоспособного. А с другой - в отечественной системе образования преобладающим по-прежнему остается формализованный подход к ученику, от которого требуется, чтобы он был удобен для школы, а не школа для него.

12 летняя модель обучения должна снять это противоречие.

На что же, в первую очередь, должно быть направлено проектирование образовательного процесса в новой модели?

Прежде всего - на создание «развивающей среды» (Слайд №5), под которой понимается не только культурная среда, как у М.Монтессори или создание проблемных ситуаций, как у Д. Дьюи.

Слайд №5

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 118
Бесплатно скачать Статья: Проектирование учебно-воспитательного процесса в контексте современной казахстанской модели образования