Статья: Профессия «Бизнес-тренер»
Одна из самых творческих и самых востребованных профессий в бизнесе. Но в квалификационном справочнике профессии "БИЗНЕС-ТРЕНЕР" нет. И это при том, что потребности компаний в квалифицированных тренерах растут с каждым днем, профессиональных бизнес- тренеров на рынке труда не хватает! Сегодня на шестьдесят восемь объявлений об открытых вакансиях внутреннего тренера приходится тридцать два резюме тренеров, профессия "бизнес-тренер" не только популярна, но и востребована.
Кто же такой бизнес-тренер? Если кратко и сухо: специалист, который помимо высшего образования, опыта работы в предметной области (маркетинг, продажи, управление и др.), является профессионалом в обучении взрослых людей - сотрудников компаний. На Западе, как правило, бизнес-тренер имеет базовое бизнес-образование, в России бизнес-тренеры - специалисты из различных областей (психология, экономика, педагогика, философия и т.д.), прошедшие дополнительное обучение по специальной программе (Тренинг тренеров).
Однако бизнес-тренеру не достаточно знаний и технологий обучения взрослых, работы с группой, проектирования тренинга. Тренер сам должен транслировать успех, уметь активно вдохновлять людей на поиск новых решений, "заражать" своим успехом группу, переживать "новый" опыт вместе со своими участниками - а главное, любить людей!
Бизнес-тренер работает с людьми, и каждый раз - это новые люди, начиная от рядовых сотрудников компании, заканчивая топ - менеджерами; из разных сфер бизнеса (информационные технологии, страхование, банковские услуги и т.д.). К каждому нужно найти свой подход, понять и принять каждого участника тренинга. Не факт, что все придут "счастливые" от возможности побывать на тренинге и получить новый опыт. Почти всегда присутствует часть "несчастных", которых руководство "пригнало" на тренинг, при этом у каждого участника свои собственные ожидания от тренинга. Работать с людьми в любых условиях, уметь изменить ситуацию - вот что делает тренера ТРЕНЕРОМ.
Итак, что должен уметь делать бизнес-тренер?
Согласно The Competent Trainer Standard (стандарт, разработанный International Board of Standards for Training, Performance and Instruction. IBSTI,1988, Bamngton)," тренер должен:
обладать способностью определять потребность группы в обучении и адаптировать материалы курса с учетом специфики работы компании и выявленных потребностей в обучении;
знать аудиторию и ее ожидания;
убедиться, что все необходимое для обучения наготове, имеется в наличии, находится в рабочем состоянии:
обладать способностью устанавливать доверительные отношения с аудиторией, вызывать доверие группы;
быть в состоянии управлять обучающим процессом: управлять дискуссией, отслеживать групповую динамику и т.д.;
демонстрировать навыки эффективной коммуникации;
обладать навыками эффективной самопрезентации (особое внимание "языку тела");
обладать способностью "схватить суть", уметь четко формулировать свои мысли;
поощрять диалог;
уметь вызывать энтузиазм обучающихся, их позитивное мышление, воодушевлять на применение знаний;
уметь использовать и сочетать различные способы (мини-лекции, дискуссии, кейсы, письменные упражнения) и инструменты обучения (видеосюжеты, современные деловые игры);
уметь пользоваться оргтехникой: ПК, проектором, мультимедийным проектором, видеомагнитофоном, видеокамерой;
обладать способностью к анализу, способностью оценить, насколько успешно обучающиеся справляются с заданиями;
быть способным к самооценке, уметь оценить точность установочных формулировок к заданиям для обучающихся, последовательность изложения, оценить, удается ли достигать целей обучения;
уметь максимально точно, полноценно и корректно представить информацию, полученную во время подготовки и проведения тренинга в письменном или устном виде с анализом (интерпретацией) и оценкой результатов обучения".