Статья: Происхождение мантии и иконография изображений на скрижалях

Мантия, иначе палий (от pallium-enanra, верхняя одежда), является одеждой, покрывающей собой всё тело, кроме головы. В древней христианской Церкви мантии носили все христиане, как символ их отречения от идолослужения1.

Мантия первоначально была светской одеждой. Блж. Симеон, архиепископ Солунский, писал: "на царя, во время обряда помазания на царство, по верх царских одежд возлагалось священное одеяние, составляющее принадлежность Самодержца и знаменующее благоустройство, благосостояние и мир, о которых он приемлет обязанность пещись в отношении к церкви"2.

Мантии императора и знати украшались цветными нашивками (клавус). В подтверждение можно привести мозаику церкви Сан-Витале в Равенне, где император Юстиниан и его сановники изображены в мантиях с цветными нашивками в верхней части по обеим сторонам от разреза. Причем мантия императора отличается от мантий сановников не только цветом, но и нашивки сделаны из более дорогой ткани.

Кроме того, сохранились многочисленные изображения святых мучеников в таких мантиях. Среди них великомученики Георгий и Димитрий, которые, как известно, при жизни занимали важные должности. Св. вмч. Димитрий был воеводой города Солуни, а св. вмч. Георгий был поставлен императором Диоклетианом трибуном в знаменитом воинском полку. В духовном же смысле такие одежды на мучениках могут символизировать их причастность к воинству Царя Небесного. В качестве примера можно привести фреску Собора Протата в Карее (XIII век)3.

Позже мантии стали принадлежностью только монашествующих. С этого времени символически мантия стала выражать "всепокрывающую силу Божию, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни и то, что у монаха ни руки, ни другие члены не живут и не способны для мирской деятельности, но все мертвы"4.

Никольский тоже пишет, что мантия означает "хранительную и покровительную силу Божию, а также строгое исполнение иноком правил монашеской жизни"5. Кроме того, он приводит толкование Германа Патриарха, который говорит, что благодаря своему свободному покрою, мантия символизирует, ангельские крылья и отсюда называется ангельскою одеждою6.

Архиерейские мантии со скрижалями появились в Византии в качестве почетного дара Константинопольского императора патриарху. Когда избирался новый патриарх, царь прежде, чем увидится с ним, посылал ему мантию с источниками и панагию, выражая этим даром свое благорасположение7.

К XV в. архиерейская мантия из царского дара становится неотъемлемой принадлежностью архиерейского сана. Блж. Симеон, архиепископ Солунский, считает, что с этого времени символически мантия знаменует "полноту Божественной благодати, силы и премудрости, которыми облекает Царь Небесный своих подражателей. Духовно мантия повторяет некоторые символические значения фелони, саккоса и омофора, т. к. носится тогда, когда на архиерее нет этих облачений"8.

В настоящее время архиерейские мантии отличаются от простых монашеских покроем, цветом, а также наличием нашивок: скрижалей и источников. Она может быть лилового, голубого или зеленого цвета, по сторонам от разреза вверху и внизу нашиваются так называемые скрижали, или "поматы" (от греч. πωματος – крышки), а также источники. Поматы символизируют собой Ветхий и Новый заветы, которыми епископ должен руководствоваться и черпать мудрость в поучении Церкви. Источниками называют цветные ленты, нашитые на мантию, тремя рядами по две полосы в каждом. Они символизируют собой струи учения, истекающие из уст Архиерея9. Очевидно, поначалу на архиерейских мантиях скрижали нашивались не всегда. На эту мысль наводит фреска (1340 г.) церкви Богородицы Одигитрии в Печи, на которой архиепископ Даниил II изображен в мантии из узорной ткани с источниками, без скрижалей.

Сохранилось множество более поздних изображений архиереев в мантиях со скрижалями. Так после прославления свт. Иоанна Новгородского на соборе 1547-1549гг. в новгородском софийском соборе в 1559 г. была сделана резная золоченая рака с образом святителя на крышке. Рельефная фигура святителя хранится в настоящее время в Государственном Русском музее. Святитель изображен в мантии с источниками и скрижалями красного цвета без каких-либо изображений10.

Кроме того, в музее Новгородского Кремля хранятся две пелены, представляющие для нас интерес. Одна из них является частью походного иконостаса и датируется XVI веком. На ней свт. Иоанн, архиеп. Новгородский, изображен в мантии. Верхние скрижали у святителя - синего цвета, а нижние - жёлтого. Другая пелена "избранные святые", вклада Строгановых в новгородский Хутынский монастырь, датируется XVII веком. На ней один из святителей, опять же архиепископ Иоанн, новгородский изображен в мантии с источниками и верхними скрижалями.

Опись ризницы Софийского собора Новгорода Великого, составленная в 1775 г., донесла до нас описание мантии уже упомянутого нами Иоанна, архиеп. Новгородского (на кафедре 1165-1186 г.): "мантия василькового цвета, шелковая наподобии рытаго бархату с источниками. На ней скрижали бархатные обложены плетешком узеньким золотным. Вверху на скрижалях два креста парчи золото-серебряной обложены тетивкою золотного, оплечье, полы и подол подложены тафтою зелёною"11.

Кроме крестов на скрижалях помещались различные лицевые изображения. Так в Летописце о Ростовских архиереях есть упоминание о мантии архиеп. Иакова, на скрижалях которой были изображения свт. Льва, Папы Римского и иконы Всемилостивого Спаса12. Изгнанный в 1388 г. с кафедры святитель положил мантию в воду и, встав на нее, поплыл13. Выбор святых не вполне ясен, так как древнего жития святителя не сохранилось14, и неизвестно время создания мантии. Возможно, мантия принадлежала кому-нибудь из его предшественников на кафедре.

Митрополит Амвросий в своей книги "История российской иерархии" приводит "Чинопоследование со времен российских патриархов"15, в котором о мантиях говорится следующее:

• Московский патриарх в великие праздники носил зелёную бархатную мантию с золотыми и серебряными струями, с образом Благовещения на скрижалях, в остальные дни носил мантии "объяринныя и иныя разныя" со источники с херувимами или крестами на скрижалях.

• Митрополиты Киевский, Новгородский и Казанский на скрижалях носили кресты.

• Остальные митрополиты носили червленые скрижали.

• У архиепископов цвет помат был зелёный, у епископов - лазоревый (без изображений).

• Все архимандриты носили мантии с источниками.

• Архимандриты Рождественского монастыря во Владимире – лазоревые скрижали, а архимандриты Чудова монастыря в Москве – вишневые.

• Архимандриты монастырей: Свято-Троице Сергиевой Лавры, Киево-Печерской Успенской Лавры носили на скрижалях изображения прпп. Сергия и Никона Радонежских и прпп. Антония и Феодосия Печерских.

В 1675 г. состоялся собор, который вынес следующие постановления о церковных облачениях16:

• Патриарху носить на скрижалях кресты.

• Митрополитам – мантию с источники "багряновидную, но не багряно-светлоцветную, ниже червленую или зеленую и светлолазоревую". Скрижали верхние – червлено-атласные или червлено-камчатые без изображений, нижние - со звонцами.

• Новгородскому митрополиту разрешено нашивать на верхние скрижали кресты.

• Архиепископам и епископам предписывалось носить черные мантии или "багряновидные, но не багряно-светлоцветные, ниже червленые или зеленые или светлолазоревые". У архиепископов должны быть верхние скрижали зеленого цвета, без изображений. У епископов – лазоревого цвета, также без изображений.

• Архимандритам трёх монастырей: Свято-Троице Сергиевой Лавры, Рождественского монастыря во Владимире и Чудова монастыря в Москве носить черные монашеские мантии с "верхними багряновидными или камчатыми скрижалями с изображением Святых Чудотворцев преславных" (каких конкретно – не указано, прим. автор).

• Остальным всем архиереям в епархиях, архимандритам и игуменам великих и малых монастырей – простомонашеские мантии, т. е. мантии без скрижалей.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 236
Бесплатно скачать Статья: Происхождение мантии и иконография изображений на скрижалях