Статья: Пути совершенствования концепции и программ образовательной области "Технология"
Последняя половина XX в. характеризовалась резким увеличением объема общественного производства в мире (в 7 раз с 1950 по 1990 гг.), развитием вычислительной техники и новых, в том числе высоких, материало- и энергосберегающих, наукоемких технологий. Началась третья технологическая революция в истории человечества, возникло постиндустриальное общество с высоким уровнем интеллектуальной составляющей труда — "белых воротничков", которое пришло на смену индустриальному обществу конвейерного производства — обществу "синих воротничков". Резкое увеличение объема используемой информации привело к созданию информационного мира.
В 1976 г. появилась первая ПЭВМ, а в 1978 г. — первые компакт-диски и лазерный плеер; в 1983 г. — сотовый телефон. Эти достижения вычислительной и лазерной техники доступны сейчас каждому. Так, мобильной связью в 2006 г. пользовались 2,7 млрд. человек, а Интернетом - более 1 млрд.
Все большее число людей связано с обработкой информации с помощью ЭВМ: в США — более 80% трудоспособного населения, в странах Западной Европы и Японии — более 70%, в России в 1995 г. -55%. ЭВМ служит инструментом решения возникающих практических задач.
Быстрая смена технологий требует соответствующей перестройки профессиональной подготовки работников, которые в течение своей трудовой жизни должны менять направление деятельности, получая высокую квалификацию в применении новых технологий. Однако лишь 5% экономически активного населения России может быть отнесено к категории специалистов с высшей квалификацией. В ФРГ доля таких специалистов составляет 56%, в США-43% [1, с. 3].
Появление новых технологий, для реализации которых разрабатывается покое оборудование, отодвинуло технику на второй план. Необходимость освоения технологических знаний о преобразовании материалов, энергии и информации привело к появлению новой образовательной области (предмета) "Технология" в учебных планах общеобразовательных школ многих стран мира в качестве обязательной дисциплины.
В 1992 г. Временный трудовой коллектив "Технология" (рук. Ю.Л. Хотунцев и В.Д. Симопеико), созданный Минобразования РФ, разработал Концепцию, а позднее и программу "Технология. Трудовое обучение. I—IV, V—XI классы", неоднократно издававшуюся с 1996 по 2006 гг. общим тиражом 140 тыс. экземпляров. В 1993 г. образовательная область "Технология" была введена в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений России. Созданы учебники, разработаны другие методические материалы для всех классов.
С 1994 г. в нашей стране проводятся международные конференции по технологическому образованию школьников и подготовке учителей технологии. В 1997 и 2001 гг. лучшие из них стали "Учителями года России".
В концепции образовательной области "Технология" отмечалось, что основной целью одноименного предмета является содействие в подготовке учащихся к самостоятельной жизни, к овладению массовыми профессиями. Это предполагает: а) развитие способностей обучаемых к созидательной, преобразующей и творческой деятельности при решении практических задач; б) формирование у них знаний и умений при освоении разнообразных способов и средств использования материалов, энергии, информации с учетом социальных, экономических и экологических последствий; в) приобщение учащихся к самостоятельному решению проблемы жизненного и профессионального самоопределения.
Выделим направления, ориентированные на выполнение следующих задач:
политехническое (правильнее сказать "политехнологическое" [2, с. 7]) развитие молодежи, ознакомление ее с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с учетом экономических, экологических и предпринимательских знаний;
творческое, эстетическое развитие — создание проектов и их выполнение в процессе художественной обработки материалов и изделий;
общетрудовая и жизненно необходимая подготовка — овладение умениями и навыками, включая культуру труда, поведения и бесконфликтного общения, в том числе для быта и домашних работ;
изучение мира профессий — приобретение практического опыта профессиональной деятельности и на этой основе выбора пути профессионального самоопределения;
учебно-воспитательная функция образовательной области "Технология" — овладение технологической культурой, практическими умениями и навыками безопасной деятельности; развитие графических умений и графической культуры, навыков технологической, проектной, конструкторской и художественно-прикладной деятельности.
Представим цели и задачи, реализуемые на различных ступенях технологического образования школьников. На этапе начального общего образования предусматривается достижение таких целей:
- расширение политехнического кругозора учащихся, ознакомление с простейшими технологиями преобразования материалов, энергии, информации;
- выполнение отдельных этапов проектной деятельности;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и бережного — к природе.
В соответствии с ними намечается выполнение следующих задач: освоить доступные технологии ручной обработки природных и искусственных материалов, выращивания комнатных и огородных растений; выполнить эскизы объектов труда; освоить доступные информационные технологии; познакомиться с распространенными профессиями людей из ближайшего окружения школьников.
Цели основного общего образования сформулируем следующим образом:
- ознакомить с наиболее распространенными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии, информации в сферах производства, сервиса, домашнего хозяйства; с основами прикладной экономики и предпринимательской деятельности;
- обучить умению выполнять проекты;
- вести работу, направленную на профессиональное самоопределение учащихся;
- формировать добросовестное отношение к труду и бережное — к окружающей среде и своему здоровью.
Исходя из этих целей назовем соответствующие задачи: освоить некоторые из технологий обработки материалов (в соответствии с выбранным направлением обучения), энергии и информации; приобрести графические умения и стремиться овладеть графической культурой; освоить культуру труда; ознакомиться с принципами дизайна; совершенствовать работу по профессиональному самоопределению подростков.
К целям этапа среднего (полного) общего образования отнесем следующие: формирование технологической культуры учащихся, знакомство с технологиями выбранного профиля, выполнение комплексных проектов. В соответствии с ними решаются задачи: завершить освоение технологической культуры, освоить некоторые технологии выбранного профиля, уточнить профессиональные планы старшеклассников.
Выделим два направления подготовки учащихся на каждой ступени: "Техника и техническое творчество" (технический труд) и "Культура дома и художественно-декоративное творчество" (обслуживающий труд). Однако возможна общая технологическая подготовка молодежи.
В начальной школе изучаются технологии обработки материалов, мир техники (работы с электроконструкторами и механическими конструкторами), информационные технологии (знакомство с ПЭВМ), культура дома, проектная деятельность (со второго класса).
В общей городской школе изучаются технологии конструкционных материалов с элементами машиноведения (для направления "Техника и техническое творчество"), а для направления "Культура дома и художественно-декоративное творчество" — технологии обработки ткани и пищевых продуктов, электротехника и электроника, культура дома и домашняя экономика, ремонтно-строительные работы, графика и черчение, художественная обработка материалов и дизайн, информационные технологии, основы предпринимательства, профессиональное самоопределение. С V по IX класс учащиеся выполняют проекты.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--