Статья: "Закавказский треугольник" вчера, сегодня, завтра
“Закавказский треугольник”
вчера, сегодня, завтра
Левон Г. Симонов
При формировании тематики аналитических бесед за “Круглым столом” на RTNWMNBofAmerica мы руководствуемся национальными интересами стран бывшего Советского Союза, а также США, где в большом количестве проживают русскоязычные иммигранты и поэтому в дни национальных праздников мы приглашаем Послов этих стран при ООН.
Должен отметить, что в этом году я лично вел переговоры и с Посольствами при ООН Азербайджана (Посол Г-н Акшен Мехтиев), Армении (Г-н Армен Мартиросян) , Грузии (Посол Г-н Каха Бломаиа). Можно отметить, что по необьяснимым причинам представителями посольств при ООН Азербайджана и Грузии была применена “песочная дипломатия” (автор), т.е. наше предложение оказался “заземленным”, т.е. “искра”, из которой “разгорается пламя” (в продуктивном смысле), ушла, так сказать, “в песок”.
Посол Армении при ООН Г-н Армен Мартиросян принял наше предложение дать интервью старейшему русскоязычному телевизионному каналу RTNWMNBofAmerica, который вещает на все штаты США и Канаду, посетил нашу студию 23 апреля 2009 г., в канун очередной годовщины Памяти армянского народа по армянам погибшим в кровавой трагедии 1915-1923 гг, на территории Османской Империи, т.е. современной Турции и рассказал нашим телезрителям много интересного об Армении.
Интервью с господином Арменом Мартиросяном было показано днем 25 апреля, когда в Нью-Йорке и во многих других городах США и Канады проходили митинги, посвященные этой скорбной дате, под эгидой Армянского Духовенства, Армянских общественных организаций при активном участии представителей городских, штатных и федеральных властей. Каждый год на эти митинги приходят не только представители армянских диаспор, но и других народов (греков, болгар и др.), пострадавших от рук младотурков.
По случаю дня 18-ой годовщины Независимости Республики Армения 21 сентября 2009 г. мы пригласили в студию и беседовали с Исполнительным директором армянско-американского благотворительного фонда FAR Гарником Нанагуляном.
Предлагаемое определение “Закавказский треугольник” представляется, что хорошо определяет водоворот геополитических проблем Закавказья в который исторически вовлечены Азербайджан, Армения, Грузия в силу своего соседства, а также в силу интересов ближнего - России, Турции, Ирана, а в настоящее время и дальнего зарубежья - США.
Набеги южного соседа, в дореволюционное время, на территорию нынешней Грузии и Армении породили у этих стран необходимость искать защиту у России, которая была заинтересована в наличии фор-поста на своей южной границе.
Решения, отраженные в протоколах “Брестского Мира” в 1918 г., в частности, давали право на самоопределение народу Армении, которая была окупирована турецко-немецкими войсками с Юга. С севера Армении им противостояли русские войска. Согласно протоколам “Брестского Мира” все войска были выведены с территории Армении.
Однако, после подписания Брестского мирного договора, вопреки его условиям, турки начали военные операции, стремясь захватить новые территории и закрепиться в Закавказье. Три года продолжалась упорная борьба армянского народа за право жить единой семьей в собственном государстве. Однако заключенный в марте 1921 года договор «О дружбе и братстве» между Советской Россией и Турцией узаконил раздел Армении на Восточную — советскую и Западную — турецкую, став международным правовым документом, который оставил в судьбе армянского народа глубокий трагический след.
Захватнические планы Турции приблизили закавказские республики к Советской России. В конце 1920 года в Армению и Грузию были введены войска Красной Армии, которые и остановили турецкое наступление. Таким образом, после победы Рабоче-крестьянской революции в России была подведена черта под кровопролитием в Закавказье.
Однако, эта, далекая от исторической справедливости черта и породила новые проблемы замедленного действия, которые до сих пор не позволяют стабилизировать геополитическую ситуацию в этом регионе.
“Призрак, который бродил по Европе” в начале ХХ века, победа пролетариата в России, а также идея Ленина об экспорте российской революции и поддержка им движения революционного характера на территории нынешней Турции, т.е. в Османсой империи, привели к серьезным территориальным проблемам для Армении, а также оказались движущей силой убийства 1,5 млн армян в так называемой “Революции Ататюрка” в течении 1915-1923 гг.
Валюнтрииское решение Народного Комиссара по Закавказью тов. Сталина привело к отторжению Карабаха от Армении и присоединение его и Азербаджану наряду с Нахичиваном во время, т.н. советизации, в 1923г. Просчеты, допущенные советским руководством, приводили к ошибочным политическим решениям, подчинению национальных интересов армянского народа политическим догмам и ошибочным представлениям о сущности национально-освободительной борьбы в Турции.
Таким образом, Рабоче-крестьянская революция в России оказалась для Армении разрушительной и кровопролитной и более того, уже в новейшей истории она эхом отразилась на фоне “горбачевской Перестройки” в 90х годах прошлого столетия, что породило, всем известное, новое кровопролитие и территориальные распри уже между Арменией и Азербайджаном.
В настоящее время статус кво таков: Грузия ориентирована на США, Армения на Россию и Азербайджан на Турцию. Но это состояние и пререгативы неустойчивого характера, т.к. изменение в руководстве Грузии может переориентировать ее с США на Россию; изменение внутриполитического курса России может частично переориентировать Армению на США; тенденция к нормализации армяно-турецких отношений (подписание протоколов о нормализации армяно-турецких отношений) может привести к сближению Азербайджана с США и расширению партнерства с Россией (причем роль России в налаживании отношений между Арменией и Турцией оказалась весьма высока).
В Грузии понимают, что после открытия армяно-турецкой границы Грузия потеряет монополию на транзит грузов в Армению. Грузинские политологи считают, что после снижения коммуникационной зависимости Армении от Грузии в последней могут усилиться «сепаратистские настроения» в основном в Джавахети, где проживает более 113 тыс. человек, из которых 95% армяне. Сейчас этот район представляет стратегический интерес для всего региона, поскольку через него проходят нефтепровод Баку – Джейхан и газопровод Баку – Эрзерум.
В Азербайджане было болезненно воспринято сближение Армении и Турции. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, например, выражает опасение, что нормализация турецко-армянских отношений и открытие границы не смогут способствовать урегулированию нагорно-карабахского конфликта: “...если турецко-армянские отношения нормализуются, то позиция Армении в переговорном процессе может ужесточиться”. Г-н Алиев, уверен, что армяно-турецкое сближение и карабахское урегулирование должны идти «параллельно и одновременно», иначе баланс в регионе изменится в худшую сторону.
Азербайджан считает, что в результате армяно-турецкого сближения в выигрыше окажется, прежде всего, Армения: она не только решит свои коммуникационные проблемы, но у нее появятся и реальные перспективы участия в региональных интеграционных проектах.
Судя по всему, Азербайджан серьезно обиделся на Турцию, что пока проявляется в вопросах пересмотра позиций на энергетическом рынке. Баку считает, что Турция в этом вопросе ведет себя неадекватно и фактически при переговорах препятствует экспорту азербайджанского газа в Европу, повышая цены за транзит, и предупредил, что переориентируется в этом вопросе на Россию и Иран.
23 октября в Москве состоялась встреча глав правительств России и Италии Владимира Путина и Сильвио Берлускони. К ним также присоединился турецкий премьер Эрдоган. Здесь был принципиально решен вопрос о строительстве газопровода «Южный поток», который пройдет по дну Черного моря.
Вполне возможно, что Турция и Армения понимают, что главным игроком на Южном Кавказе является все же Россия и, думается, что после прошлогодней войны в Южной Осетии этот регион перешел из политической плоскости в экономическую.
Итак, для главного игрока (для России) Азербайджан - это ресурсы, Армения - это экономические, партнерские ворота в Турцию, Иран и далее, Грузия - это экономические, партнерские ворота для Турции, Ирана и др. стран востока в Россию.
А США, мне представляется, отводится роль второго важного игрока - инвестора и рабочего партнера по реализации различных проектов, внедрение которых должно способствовать оживлению инфраструктуры весьма важного, как вчера и сегодня, так и завтра “Закавказского треугольника”, представляющего для многих стран геополитически значимую территорию и создания в ней, например, производственного потенциала, для выпуска продукции, конкурентноспособной на международном рынке.
Такие проекты мы рассматривали еще в 1990-1992 г. в Москве, в рамках деятельности Фонда “Возрождение Армении” (генеральный директор Г-н Риго А. Срапенянц), при академическом Совете академика Абел Г. Аганбегяна по “Возрождению разрушенных землетрясением зон Армении”.
Так, что США и его союзникам предоставляетсяисторическая миссия: вместо военно-политического, финансово-экономическое “завоевание” Закавказья.
Нью-Йорк, США,
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--