Статья: Развитие образования в Германии конца XVIII – XX вв.

В развитии образования Германии с конца XVIII в. можно выделить следующие главные моменты.

Дошкольное воспитание. В середине XIX в. трудами Фребеля и его последователей в Германии создаются дошкольные учреждения, которые затем получают признание и распространение не только в Германии, но и во многих странах мира.

Начальное образование. В XIX веке Германия добилась заметных успехов в деле народного образования. И уже в первой половине XIX века целый ряд немецких государств приняли законы об обязательном начальном образовании. Хотя попытка В. фон Гумбольдта создать единую систему образования в Германии и не удалась, но его работа дала мощный толчок развитию всех ступеней образования, в том числе и народной школы.

Его реформы способствовали, во-первых, расширению сети народных школ, во-вторых, переходу народной школы на методику обучения Песталоцци, в-третьих, открытию сети учительских семинарий, где стали готовить немецких народных учителей по системе Песталоцци.

Для развития народной школы Германии характерны высокие темпы увеличения числа обучающихся. Так например, в 1816 г. в Пруссии народную школу посещало 60% детей, в 1846 – 82%, в 1864 – 93%. К концу XIX в. в Германии практически не было неграмотных.

После 60-х гг. в городах стали вводить народные школы с семилетним сроком обучения. В школе, помимо чтения, письма, счета, религии, давались знания по грамматике, истории, географии, естествознанию. Обучение в ней продолжается с 5 до 12 класса. По закону 1872 г. начальная школа, равно как и все частные школы, переходила под контроль государства. Государство платило теперь учителю и часть его жалования.

Средняя школа. Развитие средней школы в Германии в XIX веке определялось реформами начала века. В основу реформы гимназии положено единство классической культуры и современных наук. В 1810 г. был введен экзамен на должность учителя, в , 1812 г. – новые правила для сдачи экзамена для учащихся гимназий. В дальнейшем состав предметов колебался в зависимости от социальных и политических обстоятельств, и на первое место выходили разные предметы, разные подходы и требования к содержанию образования, но, в принципе, вплоть до начала XX в. содержание классической гимназии не претерпело серьезных изменений. Она давала обширные и глубокие, может быть, лучшие в Европе знания, но зато на протяжении всего XIX в. она страдала перегрузкой учащихся.

XIX в. – это время интенсивного развития реального образования в Германии. В 1834 г. в реальные школы вводится государственный экзамен, в 1859 г. школы, которые ввели в свои учебные планы латинский язык, получили название реальных гимназий. Реформы средней школы Германии 1898–99 года фактически создали две равные средние школы Германии: классическую и реальную. В 1900 г. классические и реальные школы были уравнены в правах.

С середины XIX в. в Германии начинает быстро развиваться среднее женское образование.

Высшее образование. В XIX в. германское высшее образование, видимо, было лучшим в мире. Особенно славилось философское, гуманитарное и естественно-математическое образование.

В XX в. развитие образования в Германии отразило в себе социально-политические события, происходящие в этой стране. Наиболее важные этапы развития германского образования: начало XX в., Веймарская республика, нацистское правление, послевоенное развитие образования в ФРГ и ГДР, развитие образования после объединения этих государств.

В начале XX в. образование Германии развивалось на основах, заложенных в XIX в. Росло число дошкольных учреждений, повсеместным явлением стала 8-летняя народная школа, с двумя циклами по 4 года. После первого цикла можно было поступать в среднюю школу, но обучение в ней было платное и поэтому большинство учеников продолжало учиться в народной школе, где получали знания по родному языку, истории, физике, естествознанию, географии, рисованию, черчению. Расширялось среднее и высшее образование.

Конец XIX–начало XX вв. – это время интенсивной экспериментально-педагогической и научно-педагогической работы.

Первой экспериментальной школой в Германии стала «немецкая национальная школа будущего» Германа Литца. В 1906 г. была открыта «Свободная школьная община Виккерсдорфа». Она просуществовала до 1922 г. и получила широкую известность. Ее организовали Г. Винекен и П. Гехеб. Это была школа-интернат, где целый день посвящался обучению и воспитанию детей. Содержание образования в этой школе приближалось к содержанию реальных школ, но формы и методы обучения в ней существенно отличались от обычной школы. Большое внимание придавалось нравственному воспитанию, учительскому и ученическому самоуправлению.

В начале XX в. широкую известность в Германии получили «сельские воспитательные дома». В это же время стали открываться «трудовые школы». Их развитие в первую очередь связывают с именем Г. Кершенштейнера.

В 20–30 гг. стало широко известно училище П. Петерсена, автора организации обучения, получившей название «Иена-план».

«Школьная община», которую создал Г. Шаррельман, также была известна во всей Европе. Особенно хорошо здесь было поставлено эстетическое воспитание.

Опыт этих и многих других школ по мере его распространения входил в опыт массовой школы Германии того времени.

Р. Штейнер заложил основы вальдорфской педагогики, вальдорфского воспитания и обучения, своеобразный опыт полуофициального признания образования, построенного на оккультной основе.

Образование Веймарского периода (1918 – 1932). Конституция Веймарской республики провозгласила школу единой, светской и бесплатной с обязательным обучением до 18 лет. Основными предметами в этой школе становились: религия, немецкий язык, родиноведение, письмо, рисование, физкультура, рукоделие для девочек, граждановедение, история, естествознание, география и домоводство.

Приход фашистов к власти в Германии сразу же изменил все дело образования и воспитания. Коренным образом изменялось содержание, формы и методы обучения и воспитания. Существовало только то содержание, которое соответствовало фашистской идеологии: немецкий язык, особым образом переработанная история и литература, спорт. Даже рисование – и то поменяло свое содержание. Большое внимание уделялось политическому воспитанию. Были организованы детские и юношеские нацистские организации. После второй мировой войны на территории Германии было создано два государства: ГДР и ФРГ.

Система образования ФРГ в основном государственная. Частных школ мало.

Дошкольное воспитание. Единой государственной системы дошкольного воспитания в ФРГ нет, детские сады принадлежат самым разным организациям: органам местного самоуправления, общественным и церковным организациям, предприятиям. В последнее время детские сады получили большое развитие – их посещают до 80% детей дошкольного возраста.

Школьное образование продолжается до 18 лет. Начальная школа – 4-летняя, в некоторых землях – 6 лет. Далее следует два года ориентировки, когда ученик в соответствии со своими желаниями и способностями может выбрать себе тип школы: основную, реальную или гимназию.

Основная школа. Обучение в ней продолжается до 15 лет. После нее ученик может поступить в профессиональную школу.

Реальная школа. Обучение в ней продолжается до 10 класса. После нее можно было поступать в средние технические учебные заведения.

Гимназия. Обучение в ней продолжается с 5 до 13 класса. Аттестат об окончании гимназии дает право поступления в вуз. Существует три основных типа гимназии: классическая, где главное внимание уделяется греческому и латинскому языку; новых языков, здесь изучают европейские языки и латынь; естественных наук.

Вечерняя школа. Чтобы поступить в вуз после первых двух типов школ, надо закончить вечернюю школу.

Общая школа. В последнее время в ФРГ развивается еще один тип школы, получившей название общей. Эта школа пытается соединить все три типа в одной. Главное достоинство этой школы – единое образование при значительной дифференциации.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 274
Бесплатно скачать Статья: Развитие образования в Германии конца XVIII – XX вв.