Статья: Сертификация персонала в сфере пассажирских перевозок – барьер для непрофессионалов (проект)

Сегодня качество профессионального образования водителей не отвечает современным требованиям. Для решения проблемы необходимы корректировка образовательных стандартов, совершенствование учебно-лабораторного оборудования и т. д. Но как быть с водителями, которые проходили обучение давно и уже осуществляет трудовую деятельность? Ведь надзор за водителями со стороны государства совершается только в момент получения им водительских прав. На решение этой проблемы и направлен наш проект.

За последнее десятилетие отмечается бурная динамика роста автомобильного парка Российской Федерации – общее количество транспортных средств давно перешагнуло рубеж в 30 млн ед.

Это существенно изменило условия дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения, темпы развития имеющейся дорожно-транспортной инфраструктуры не соответствуют возрастающим потребностям государства и общества. Планка требований к профессиональной готовности водительского персонала автотранспортных предприятий (АТП) независимо от форм собственности значительно поднялась, но квалификация управляющих транспортным средством не отвечает реалиям сегодняшнего дня, и непрофессионализм водительского состава придает основную негативную тенденцию показателям аварийности на дорогах страны.

К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности, следует отнести:

– низкий уровень подготовки водителей транспортных средств;

– неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств;

– пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны участников движения;

– несовершенство технических средств организации дорожного движения;

– недостаточный технический уровень дорожного хозяйства.

На наш взгляд, причинами низкого профессионального уровня водителей общественного транспорта являются:

1. Отсутствие профессионального отбора на осуществление соответствующего вида деятельности. Зачастую при трудоустройстве в АТП основным критерием отбора персонала является только наличие водительского удостоверения.

2. Отсутствие независимого периодического контроля за водителями общественного транспорта со стороны общества. Надзор за водителем со стороны государства совершается только в момент получения им водительских прав. В дальнейшей деятельности он фактически бесконтролен и сам отвечает за свой профессиональный рост.

Анализ состояния профессиональной подготовки тех, кто недавно прошел обучение, показал, что качество профессионального образования не всегда соответствует современным требованиям. Для решения этой проблемы необходимы корректировка образовательных стандартов, обновление и совершенствование учебно-лабораторного оборудования, отвечающего современному уровню развития транспортных средств, повышение уровня преподавательского и инструкторского мастерства и т. д.

Но как быть с теми, кто проходил обучение давно, имеет все разрешительные документы на право управления транспортным средством и уже осуществляет трудовую деятельность в автопредприятиях? На решение этой проблемы и направлен предлагаемый проект.

3. Завышенная самооценка водительского персонала, имеющего более пяти лет трудового стажа. Практика показала, что даже водителям, стаж которых равен 20–30 годам, необходимо периодически обновлять и пополнять багаж знаний.

4. Отсутствие эффективной внутрифирменной системы повышения квалификации водителей АТП.

Организация ежегодной обязательной 20-часовой программы обучения водительского состава в большинстве случаев формальна, а во многих автопредприятиях и вовсе отсутствует. Основная причина этого в том, что переподготовка проводится в нерабочее время и не оплачивается, поэтому занятия посещаются плохо, а слабая мотивация водителей и отсутствие конкуренции на рынке труда сводит на нет санкции руководителей АТП в отношении непосещающих.

5. Привлечение к перевозкам пассажиров водителей из ближнего зарубежья. Большинство из них не обладают необходимой квалификацией и осуществляют «стажировку» непосредственно на дорогах, что влечет за собой повышенную аварийность.

Значимая роль в реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» отводится «общественным институтам и негосударственным структурам при возможно более полном учете интересов граждан». Программа предусматривает:

– предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;

– развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении;

– обеспечение вовлечения в профилактическую работу институтов гражданского общества.

Основным потребителем услуг автотранспорта являются граждане, поэтому безопасность пассажирских перевозок – чрезвычайно важная составляющая качества нашей жизни, и общество в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» вправе требовать обеспечения качества/комфортности и безопасности предоставляемых ему услуг на автотранспорте. Органы по сертификации персонала являются выразителями мнения и требований общества по обеспечению безопасности пассажирских перевозок; осуществляют соответствующий мониторинг мастерства исполнителей услуг; определяют уровень профессиональных требований к персоналу в сфере автотранспорта и контролируют соответствие данного персонала этой заданной планке профессионального мастерства.

Специалистами Московского областного центра сертификации персонала начата работа, направленная на повышение и поддержание требуемого уровня профессиональной подготовки работников в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом посредством процедур сертификации.

По вине водителей общественного транспорта (городские и междугородние автобусные маршруты) происходит более трети ДТП с участием автобусов. Водители «Газелей» стали постоянными «героями» сводок и обзоров происшествий на дорогах. А в 10% случаев причиною ДТП является техническая неисправность транспортных средств. Не случайно центр определил одним из приоритетных направлений своей деятельности сертификацию следующих категорий работников АТП:

– водитель автобуса/микроавтобуса/такси;

– слесарь по ремонту автомобилей;

– кондуктор общественного транспорта.

Мы считаем, что сертификация персонала автопредприятий должна стать условием допуска вышеназванных категорий персонала к осуществлению перевозок пассажиров. Персонал, не соответствующий требованиям профессиональных стандартов, направляется на дополнительное обучение и допускается к работе только при положительном решении органа по сертификации персонала.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 134
Бесплатно скачать Статья: Сертификация персонала в сфере пассажирских перевозок – барьер для непрофессионалов (проект)