Статья: Система подготовки специалистов по аэробике
Среди различных видов оздоровительной физической культуры аэробика продолжает удерживать самый высокий рейтинг [4 - 6]. Одна из причин этого явления - большое разнообразие и постоянное обновление программ с учетом современных технологий в области оздоровительного фитнеса. Только в Москве в настоящее время насчитывается около 2000 клубов: от крупных клубных корпораций до небольших студий. В условиях быстрого развития фитнес-бизнеса образовательные учреждения не успевают удовлетворять потребности рынка труда в специалистах данной области. Отдельные институты физической культуры (например, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма) имеют специализацию по данному виду оздоровительной двигательной деятельности. Однако ежегодный набор 7-10 человек никак не может обеспечить потребности рынка в данной профессии. Выпускники ИФКов, а также факультетов физического воспитания педагогических институтов по другим специальностям не удовлетворяют требованиям новых форм физкультурно-оздоровительных услуг в фитнес-клубах и требуют специального обучения. Большое значение в этой связи приобретает дополнительное профессиональное образование [1- 3].
Подготовка инструкторов осуществляется в основном рядом частных клубов, ассоциациями, федерациями, лишь отдельные из которых имеют лицензирование на педагогическую деятельность. В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева отмечают низкий уровень информационной культуры специалистов-практиков: "На смену профессионалам уже приходят "умельцы", спекулирующие на интересах и потребностях людей, завлекающие в частные фитнес-клубы, полуподвальные секции по единоборствам, экстремальным видам спорта, в тренажерные залы, обещая за немалую плату здоровье и красоту" [1, с.19].
Следует отметить отсутствие в России определенной сформированной системы подготовки инструкторов -тренеров по фитнесу и аэробике, разобщенность в работе государственных общественных и частных учреждений. С учетом быстрых темпов развития фитнес-индустрии и потребности в высококвалифицированных специалистах назрела необходимость в разработке общей концепции подготовки инструкторов-тренеров по фитнесу, и в частности по аэробике.
Проведенный анализ основных направлений в аэробике [4, 5] в России и за рубежом [6 - 11], большой практический опыт комплектования и подготовки персонала инструкторов в фитнес-клубах и спортивно-оздоровительных центрах позволил разработать модельные характеристики, определить функции и обязанности инструкторов различных специализаций и направлений.
В настоящее время наметились три основных направлени я в подготовке специалистов по аэробике. Это инструктор по оздоровител ьным видам аэробики, тренер по спортивной аэробике и фитнес-аэробике, признанной Государственным комитетом России по физической культуре, спорту и туризму дисциплиной спортивной аэробики.Наибольший спрос в квалифицированных специалистах отмечен в сфере физкультурно-оздоровительных услуг. На рис.1 приведена специализация инструкторов по оздоровительным видам аэробики.
Можно выделить общие и специфические модельные характеристики для специалистов по различным видам аэробики.
Общая модель инструктора по аэробике
1. Работа инструктора предполагает совершенную демонстрацию всех упражнений, что имеет большое значение для их правильного освоения занимающимися.
2. Инструктор акцентирует внимание на занимающихся, а не на себе. Только в этом случае он может сделать выполнение упражнений эффективным и безопасным.
3. Инструктор должен быть в курсе проблем и ограничений занимающихся и учитывать их при составлении программ, в методике проведения занятия и пр. Важно, чтобы клиент почувствовал, что вам небезразлично, что и как он выполняет.
4. Владеть приемами визуализции в процессе оздоровительной тренировки.
5. Инструктор отвечает за создание мотивационной и благоприятной для обучения атмосферы. Инструктор должен быть доброжелательным, общительным, проявлять коммуникабельность.
6. Инструктор должен обладать высокой двигательной эрудицией, двигательной памятью, музыкальностью.
7. Инструктор должен владеть навыками оказания первой медицинской помощи в случае травм на занятиях.
8. Инструктор должен владеть различными стилями преподавания. При проведении групповых занятий аэробикой выделяют пять основных стилей преподавания: командный, практический, взаимообратный, самоконтролирующий и комбинированный [6].
Инструктор, применяющий командный стиль преподавания, единолично принимает решение по дизайну программы, подбору упражнений, продолжительности и темпу их выполнения. Положительные стороны данного стиля: постановка технически правильного навыка выполнения упражнений, соблюдение эстетики исполнения, обеспечивает контроль за занимающимися и безопасность занятий. В то же время исключается инициативность занимающихся, практически отсутствует возможность социального общения.
Рис. 1. Специализация инструкторов по оздоровительным видам аэробики
Практический стиль включает наличие обратной связи между инструктором и занимающимся. Обычно все клиенты выполняют одно и то же задание, но некоторые из них могут выбрать собственную амплитуду движений, темп выполнения упражнений, координационно облегченный вариант исполнения (например, выполнение упражнения без движения руками). Этот стиль особенно подходит, если состав группы разнороден, члены группы имеют разную физическую и координационную подготовку. Основная трудность при применении практического стиля проведения занятия заключается в сложности для инструктора индивидуализировать процесс, а также в достаточной мотивированности занимающихся на работу, близкую к максимальному потенциалу (например, в силовой части выполнения отдельного упражнения "до отказа").
Взаимообратный стиль преподавания предусматривает помощь партнера для обеспечения каждого занимающегося обратной связью. Данный стиль можно использовать при проведении силовых упражнений в парах или упражнений на растягивание с партнером, а также на контрольных занятиях по тестированию физической подготовленности занимающихся, поскольку он повышает уровень социального общения, способствует созданию благоприятного климата в малых группах.
Самоконтролирующий стиль преподавания дает возможность инструктору получать информацию о состоянии клиента, переносимости им тренировочной нагрузки, выполнении заданий и пр. Применение регистратора пульса, таких анкет, как, например, САН (Самочувствие - Активность - Настроение), ведение дневника по планированию и выполнению нагрузки (Филипс, 2001) способствует адекватности предъявляемой нагрузки функциональному состоянию занимающихся.
Комбинированный стиль преподавания заключается в индивидуализации инструктором заданий для клиентов с различным уровнем физической подготовленности и опыта тренировки в том или ином виде аэробики. Инструктор должен хорошо знать возможности каждого и давать соответствующие указания по выбору исходного положения, дозировке, интенсивности выполнения движений, предлагать альтернативные варианты. При этом инструктор должен периодически демонстрировать правильное выполнение упражнения для каждого уровня сложности, уделяя при этом больше внимания начинающим.
В аэробике принято два типа комплектования групп: открытый и закрытый [4]. При первом типе состав занимающихся может меняться на каждом занятии. В данном случае комбинаторный тип преподавания вполне закономерен и обоснован. Желательно использовать также самоконтролирующий стиль преподавания. При закрытом типе комплектования групп уместно применять любой стиль, включая командный.
Открытый тип комплектования характерен для фитнес-клубов, клубов аэробики. Второй тип - для секционных занятий аэробикой в школах, в вузах, в студиях аэробики.
Модель инструктора при проведении кардиотренировок. Помимо общих черт, которыми должен обладать инструктор, каждое направление аэробики, вид диктует необходимость владения дополнительными качествами.
При проведении групповых кардиотренировок большое значение имеют следующие умения и навыки:
1. Умение инструктора воспитать личную ответственность каждого занимающегося, самостоятельность. Идеальной является группа, в которой занимающиеся имеют одинаковый уровень физической подготовленности, выносливость, возраст. Но на практике так не получается. Инструктор обычно демонстрирует средний уровень интенсивности, время от времени демонстрируя возможные варианты выполнения упражнений для достижения низкой и высокой интенсивности. Инструктор должен показать подобные варианты выполнения упражнений, дать возможность занимающимся субъективно ощутить разную интенсивность и проконтролировать свою рабочую ЧСС с помощью регистратора пульса или пальпаторно.
2. Постепенное увеличение нагрузки в кардиочасти. Это необходимо для включения в работу всех функций организма, обеспечивающих развитие выносливости, а именно перераспределение кровотока от внутренних органов к работающим мышцам; постепенное увеличение ЧСС, учащение дыхания. Резкое учащение дыхания может привести к гипервентиляции, быстрому и поверхностному дыханию. Следует выполнять меньше перемещений в начале кардиочасти, меньшее сопротивление при занятиях сайклингом и пр.
3. Важен правильный подбор упражнений для каждой части занятия, особенно для кардиоблока.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--