Статья: Смысловое проектирование спортивных действий (от "модели объекта" к "модели проекта")
Испытывая мощное воздействие педагогической практики, традиционная биомеханика все более технологизируется, расширяет свои моделирующие функции. В публикуемом диалоге ученых речь идет о развитии своего рода гуманитарной технологии проектирования и построения двигательных действий спортсмена. Не со всеми положениями авторов можно безоговорочно согласиться. Редакция приглашает к дискуссии ученых, тренеров, наших читателей.
Д.Д.Донской. Спортсмен, совершая спортивное действие, решает свою собственную внутреннюю двигательную задачу, причем каждый раз в чем-то по-иному, в зависимости от текущих условий. Чтобы ее решать, надо прежде ее сформировать, спроектировать, и не только по физическим характеристикам, но и по смысловому содержанию, как он ее сам воспринимает. Отсюда для спортсмена смысловое проектирование решения - важнейшая часть совершенствования технических действий. Осмысливая содержание действия, подробно изучают строение его системы движений, ее двигательный состав ("блоки" движений - фазы, биомеханизмы и элементарные действий) и структуру (способ, связь, закон, отношения), организацию всех частей системы в единое целое. Если элементы двигательного состава это сами движения, то структуры - это уже не движения, а закономерности их объединения. В биомеханических структурах различают двигательные (биокинематические и биодинамические взаимо; зависимости) и информационные (центростремительные, центральные и центробежные) группы структур. Центральные процессы информации представляют собой нейрофизиологи-ческие и психологические механизмы, через которые и осуществляется центральная регуляция действий. Такая биомеханическая (нормативная) модель - это только общие для всех ориентиры. Овладевая действием, спортсмен совершает смысловое проектирование, продвигаясь от "модели объекта" (т.е. самого действия) к "модели проекта" (как оно ему самому представляется). Смысловое проектирование и приводит к созданию дидактической, иначе говоря педагогической (обучающей), модели изучаемой системы движений. Мало знать, как совершается система движений; надо найти, как ее построить. Надо "уметь читать движения, чтобы строить действия". Проектирование смысла действия осуществляется выработкой огромного количества структур в многосторонней психологической структуре, в которой достаточно полно отражены знания с их психологической убедительностью и практической ценностью.
С.В.Дмитриев. Человек постигает свой двигательный опыт, познает изучаемые объекты и вырабатывает свою оценку и отношение к ним. Психологи установили, что мышление и восприятие человека организованы в смыслах, своего рода единицах информации. В смыслах спортивного действия объединены знания и понимание, потребности и возможности, целеуказание и целевыражение. Осуществляется переход от "мира объективности" к "миру субъективности". Смыслы и есть личное отношение к объекту - двигательному действию. Не следует смешивать смысл со значением и значимостью. В значениях, выработанных человечеством и зафиксированных в понятиях, обобщенно отражены действительность и норма деятельности. Значимость же означает для каждого степень личного пристрастного отношения к тем или иным сторонам действительности. Значения объективны; смысл же и значимость - субъективное отношение, зависящее от личности. Чтобы составить, разработать проект решения двигательной задачи спортивного действия, необходимо именно его смысловое проектирование, выражающее и понимание и желание спортсмена в действии. Без смыслов здесь не обойтись.
Отсюда для тренера весьма важна разработка новых средств и методов воздействия на индивидуальное сознание спортсмена, в том числе и путей его формирования. К системе важнейших регуляторов решения -двигательных задач и построения систем движений относится, на наш взгляд, ценностно-смысловая ориентировка спортсмена. Чувственно-психическое переживание само по себе как таковое смысла не имеет; последний вносится в него извне. Целеориентирующие смыслы порождаются в познавательно-преобразующей деятельности и его оценочной функции. Они задаются механизмами целеполагания, средство образования и ценностного ориентирования. Здесь исключительно важна система ценностей человека. Она служит регулятором деятельности, придает смысл и значимость вырабатываемым целям. Задает особенности видения и себя, осуществляющего это действие.
Д.Д. Для успешного смыслового проектирования решения двигательной задачи существенно так называемое проектно-двигательное мышление. Психологи довольно метко определяют его как "мышление в действии, для действия и действиями" (Д.Н.Завалишина). К сожалению, наше образование часто ориентировано на "алгебраическое" (формально-логическое) мышление, чем подавляется интегрально-образное, своего рода "геометрическое" мышление. (Вы как раз и называете его проектно-двигательным.) В проектно-двигательном мышлении сближаются все формы познания, восприятия и оперирования (рис. 1). Чувственно-образные компоненты включены в мышление, а последнее - в чувственное отражение. В термине "смысловая чувствительность" схватывается то "единство отражения и отношения" человека к действительности, о котором говорили Н.А.Бернштейн, М.М.Бахтин, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев. Оно-то и лежит в основе смыслового проектирования - и познать, и осмыслить. Только надо подчеркнуть, что осмысленность интегрального образа не присуща ему изначально сама по себе, а привносится в него сознанием активно действующего спортсмена. Подлинное понимание того или иного объекта - это прежде всего переход к "смыслу" и придание смысла тому, что мы познаем и преобразуем.
Рис. 1. Знание как гносеолого-дидактическая категория
(1)- "Живой опыт", неотделимый от субъекта деятельности
(2) Абстрактно-логическое, дискурсивное знание
(3) "Чувственно данное" знание (психические модальности)
(4) Невербализованное знание (чувственно-практическая интуиция)
(5) Аксиоматическое знание (интеллектуальная интуиция)
(6) Идиоматическое знание (перцептивные заключения)
(7) Эталонизированное когнитарное знание (в форме образов-операндов)
(8) Апперцептивные "знания-умения".
(9) Эмпирически обобщенное "деятельностное знание" (в форме операционных структур)
(10) Гипотетическое знание
(11) Теоретические конструкты (абстрактно-универсальные модели реальности)
(12) Конструктивно-образное знание
(13) "Знаниевые конструкции", порождающие новые виды знания
(2;11) Априорное (внеопытное) онтологически неспецифицируемое знание
(1;4;3) "Чисто апостериорное" знание
(7;8;9) Апперцептивное, онтологически специфицируемое знание
(10;11;12) Конструктивно-моделирующие представления предметного мира
(9;10;11) Категориально-процедурное знание
(7;12;11) Логико-гностическое знание
(7;8;9;10;11) Психосемантическая реконструкция инструментального опыта деятельности
(9;8;7;12;11) Психосемантическая реконструкция предметно-чувственного опыта деятельности
(6;3;4;1;5;2) Умозрительные (в нем сдельные) формы знания
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--