Статья: Современное естествознание и методология научного познания
Познание – это крайне сложный, продолжительный, практически бесконечный и противоречивый процесс. Знакомство с секретами мира, окружающего человека стремление обнаружить истинную сущность предметов и явлений, внутренние связи, тенденции развития требует совместных усилий многих поколений человека, всех представителей науки. Чем глубже исследователь проникает в сущность материального и духовного мира, в их волшебные тайны, тем сложнее и многостороннее становится процесс познания. Поэтому поиск правильных методов научного познания, определение способов и правил приобретения истинных знаний приобретает важное научное и методологическоенияует применения в процессе познания новых методов и способов, являющихсяпо своей су значение. Современный уровень научного познания показывает, что должны быть верным не только результат исследования, но и пути, ведущие к нему. Поэтому в ходе развития науки и общественной практики и в ходе практической реализации результатов научного познания исследователи внимательно отбирают рациональные способы познания, отбрасывают в сторону непродуктивные способы и правила, которые не дают возможности приобрести новые знания. Академик П.Л.Капица так писал о важности новых методов, которые дают возможность решить стоящие перед наукой очень сложные проблемы: «Как и все научные открытия великие методические изобретения могут привести к решению основных проблем стоящих перед наукой в течении долгих лет, и также к созданию целой области науки».[1]
Действительно, можно без преувеличения сказать, что изучение методологических проблем в настоящее время превратилось во внутреннюю потребность естественных и технических наук и в одну из важных функций общественных наук.
Понятие метода и методологии. Классификация методов.
Необходимо отметить, что использование человеком методов и способов в различных областях своей теоретической и практической деятельности является одной из характерных особенностей его образа жизни, целенаправленной деятельности.
Термин метод («metodos») происходит от греческого слова, с этимологической точки зрения близко по значению к словам «путь, исследование, способ толкования». Метод – совокупность определенных принципов и законов, регулирующих теоретическую и практическую деятельность человека, а также способов, использующихся для достижения цели – познать действительность и ее практическое изменение. Из этого определения, очень совпадающего с духом и содержанием современной теории отражения и по нашему мнению объективно отражающего гносеологическую сущность и природу метода научного познания, становится ясно, метод содержит органически связанные друг с другом объективные и субъективные моменты. Познанные закономерности (или принципы) формируют объективную сторону метода, исследование же действительности на основе этих закономерностей и способы практического изменения формируют субъективную сторону метода. Обнаруженные закономерности сами по себе еще не метод, метод – это диалектическое единство этих закономерностей со способами, созданными на основе этих закономерностей и дающими возможность для познания действительности, практического изменения и получения новых результатов.[2] Известны метод производства предметов труда, классической борьбы, идеологической пропаганды, научного познания и образования, художественных объединений, философского мышления и другие. Выражаясь словами Р.Декарта, у каждого научного творчества есть большая потребность в специальном орудии. Это орудие – метод. Только за счет методов человеческая деятельность может быть эффективной и продуктивной.
Метод – не только способ деятельности, но и особая форма знания. Специфика же этого знания заключается в том, какая роль источника информации об объекте исследования, вместе с тем оно выступает как норма целенаправленного влияния субъекта на объект.
Метод научного познания имеет исключительное значение для развития науки. Направляя творческую деятельность ученого а правильное русло метод научного познания помогает ему выбрать самый короткий и оптимальный путь к овладению истинными знаниями в своей области исследования. Научное мышление, ведущее исследователя к теоретическим выводам и правильным обобщениям, не с хаотичной скоростью и в беспорядочной форме, а полностью в соответствии с правилами, на основе определенных закономерностей должно правильно понять задачи и обязанности, поставленные перед каждым исследователем, и должно четко видеть способы и пути их реализации. Метод научного познания упорядочивает путь познания, предоставляет возможность выбрать правильное направление в научном исследовании, сэкономить время и энергию, достичь истины более рациональным путем. Выражающий активное отношение к объекту исследования человека метод для того, чтобы суметь выполнить свою познавательную и преобразующую функции, должен создаваться на основе объективных законов, должен являться субъективным отражением науки и действительности. В этом значении метод – важный акт творчества, в результате которого орудие научного творчества, его действительные законы и процесс формирования на основе принципов диалектики приобретают глубокое значение. Одна из важных сторон этой проблемы формирует поиск объективных основ и структурных элементов метода. Анализ внутренних отношений, содержания и структуры метода приводит к возможности обнаружить такие его чуждые элементы, которые определяются посредством не только свойств субъекта, но и свойствами объекта познания. Поэтому выбор метода, применяемого научным познанием, не должен носить свободный характер, он прежде всего определяется характером самого объекта познания. Например, с этой точки зрения метод спектрального анализа применяется только к излучающим предметам, метод гибридизации – только к радиотехническим установкам. Обусловленность содержания объекта познания методом спецификой исследовательской работы – неоспоримый факт. Каждый конкретный объект познания требует специальной «технологии» его исследования, специальной методики использования научных материалов, полученных при его изучении. Например, возраст Земли и метеоритов определяется посредством радиоактивного метода, структура и природа минералов – методом рентгенометра. Там, где не могут применяться микроскоп, телескоп, химические реактивы, используется сила абстракции. Анализируя отношение метода к объекту познания, А.И.Герцен, высоко оценивая важность формы в научном познании, писал: «Метод в науке – это не дело личного вкуса или не для видимого удобства; это развитие содержания, эмбриология истины».[3] Однако в этом случае «если предмет является результатом, то метод таков же», не выражает полностью истинного отношения метода рассуждения к действительности. Известно, что для того чтобы познать объект, мы должны быть с ним в соприкосновении. Однако для осуществления научного познания и этого недостаточно. Для этого мы вместе с предметом должны воспользоваться предыдущим опытом по исследованию этого предмета и овладеть определенным знанием, или хотя бы минимальным сведением. Следовательно, создание метода познания вместе с предметом исследования требует наличия полученных о нем определенных знаний. Таким образом, в содержании объединились практические знания об этом объекте и практика использования этих знаний. Другими словами, метод – это теория, направленная на практику научного исследования. Научное значение только в том случае приобретает особую ценность, когда оно выступает как познание мира и способ его практического изменения. Свобода человека проявляется не только в познании объективной необходимости, она также проявляется в активном отношении человека к миру, которое реализуется в его интеллектуальной и практической деятельности. Для свободы человека не достаточно только познание необходимости, для этого человек должен использовать в практической деятельности знания, приобретенные в процессе познания, и на основе этих знаний суметь практически изменить действительность. С этой точки зрения метод – это целенаправленная, разумная деятельность, направленная от человека к предмету, естественный результат его рационального мышления, социальной активности.
Выше мы отметили, что выбор метода зависит, прежде всего, от характера объекта познания. Однако, эта функциональная зависимость вовсе не говорит о том, что применяемый в конкретной области знания метод не может проникать в другие его области. Наоборот, наряду с происходящими в развитии современного научного знания и органически связанными друг с другом процессами дифференциации (разветвления наук) и интеграции наук (объединения) не редким является и «экспансия» методов, т.е. переход их из одной области знания в другую. Так, в настоящее время методы химии успешно начинают проникать в геологию (геохимия), биологию (биохимия); методы физики – в математику (математическая физика), в биологию (биофизика), геологию (геофизика); методы математики – в лингвистику (математическая лингвистика), биологию, химию, геологию и другие науки.
Область применения метода и возможность «экспансии» зависят не только от характера объекта познания, но и способов познания, использующихся в научной практике. Способы познания, расположенные между познающим субъектом и объектом познания и обеспечивающие их взаимосвязь, по своему составу являются сложными, содержат приборы и модели. Характер использующегося в научном исследовании метода существенно зависит от характера способа познания. Например, визуальное наблюдение небесных тел стало возможным только после изобретения телескопа, наблюдение не видимых глазу мелких тел (бактерий, клеток) стало возможно только после изобретения микроскопа.
Таким образом, выбор применяемого в научном исследовании метода познания является свободным, он обуславливается с одной стороны особенностями способа познания. Однако в связи с этим, закономерности, выраженные в системе эмпирических и теоретических знаний объекта и способов познания, посредством метода превращаются в нормы и правила деятельности субъекта. Поэтому понятие «метод научного познания» вошло в содержание категории «субъект познания», стало одной из форм разумной, целенаправленной деятельности человека, направленной на изучение действительности, и теоретического освоения действительности.
В существующей философской литературе наряду с понятием «метод» используется близкое ему по содержанию понятие «методология». Однако, ни в философской, ни в специальной научной литературе нельзя встретить более и менее точного определения этого понятия. В существующей философской литературе понятие методологии используется в основном в следующих значениях: 1) способ подхода к явлениям природы и общества, другими словами как учение о методе; 2) как учение о способах, использующихся для достижения цели, решения определенной задачи, другими словами как теория; 3) учение о способах исследования, другими словами как методика; 4) совокупность способов исследования, применяемых в той или иной области науки, другими словами, как метод.
Как видно, понятие «методология», находясь в различных плоскостях, носит многозначный характер. Какую из вышеперечисленных точек зрения можно считать более вероятной и достоверной? Отметим, что принятая в методологической литературе точка зрения о том, что методология – это учение о методах, считается более вероятной. Потому что только в этом случае методология, управляя адекватным отражением объективной действительности и закономерностей познания, а также творческим мышлением человека, сумеет правильно направить его практическую и познавательную деятельность.
Палитра методов научного познания разнообразна. И причина этого ясна: согласно своей природе каждый предмет, каждое явление бесконечного и разнообразного материального мира требует к себе особого способа подхода, специфического метода исследования. Это в свою очередь предоставляет возможность классифицировать методы по различным принципам в зависимости от позиций в научном исследовании и роли в развитии науки. В современной науке особенно широко распространилась классификация по степени общности методов. Согласно этому принципу методы условно делятся на три большие группы:
1) Специальные методы, применяемые только для исследования определенных явлений действительности и непользующиеся строго определенно в рамках одной науки: например, в математике – метод математической индукции, в физике – метод спектрального анализа, в космологии – метод реактивного распада, в биологии – метод гибридизации, в литературе – метод реализма и т.д.
2) Общие методы, применяемые в целом ряде наук научного познания, а иногда во всех науках. Эти методы применяются не на всех уровнях процесса конкретного познания, а обычно на тех конкретных уровнях, которые раскрывают строго определенные стороны, свойства и особенности объекта познания. Анализ и синтез, индукция и дедукция, наблюдение и эксперимент, моделизация и формирование являются такими методами.
3) Самые общие методы, применяемые во всех областях действительности и на всех уровнях процесса конкретного познания. Самым общим, универсальным методом научного познания является диалектика. Несмотря на то, что диалектический метод содержит общеметодологические принципы познания, сам по себе он не может заменить специальные методы научного познания и даже не ставит перед собой такой цели. Каждый конкретный предмет познания изучается не только на основе общей методологии, а также на основе специальных методов. Специальные методы познания органически связанные с диалектическим методом, в безраздельной связи с ним оказывают влияние. Влияние диалектического метода на ход и результаты познания реализуются посредством специальных методов. Что касается общих методов научного познания необходимо отметить, что они по многим сторонам схожи с самыми общими методами. Это сходство заключается не только в применении многих общих методов как самых общих методов во всех науках, но и в том, что общие методы не отдельно от диалектического метода, а в органической связи с ним оказывают влияние.
Классификация общих методов научного познания также является философской проблемой, приобретающей особое значение. Эта проблема непосредственно связана с проблемой знания, его форм и уровней.
Знание – значимый элемент науки, способ существования сознания. Отражая объективные закономерности природы и общества и их важные связи, знания, являясь теоретической системой, характеризуется своей логической структурой, теоретической природой и общественным характером.
В настоящее время в зависимости от структуры особенностей развития различают эмпирический и теоретический уровни научного знания. Эти уровни знания сходные с двумя специфическими видами познавательной деятельности - эмпирическими и теоретическими исследованиями. Сбор отдельных данных и фактов об исследуемых явлениях и процессах на эмпирическом уровне, производится посредством наблюдения, сравнения, измерения, сбором экспериментальных результатов, их классификацией и описанием. Основные формы эмпирического знания – эмпирические законы, эмпирические понятия и научные факты.
Формирование научной картины мира, научных гипотез и теорий, системы законов, теоретических понятий и идей, и столкновение теорий происходит на теоретическом уровне, формирующим относительно более высокую ступень научного познания. Полученные в результате обобщения фактов эмпирические знания являются отражением явления, полученные в результате обобщения эмпирических знаний теоретические знания – отражения сущности. Теоретические знания зарождаются на основе эмпирических знаний, эмпирические знания образуют замкнутый круг вокруг теоретических знаний и объективной реальности, обеспечивают их взаимосвязь. Деление знания на эмпирический и теоретический уровни схожи с выделением чувственного и логического уровней познания, но не смотря на это они вовсе не тождественны. Это отличие прежде всего проявляется в том, что чувственный и логический уровни отражают диалектику индивидуального познания, а эмпирический и теоретический уровни – диалектику общественного познания. В этом делении нашло отражение также и отличие применяемых методов и результатов, полученных в процессе познания. Эмпирическая форма знания сравнительно более содержательнее чувственного познания, ограниченного ощущением, восприятием и представлениями; она образует тождественность с теоретическим мышление, чтобы быть связанной с одной стороны с чувством человека – с практикой, содержащей материальную деятельность, с другой стороны чтобы быть связанной с результатами этой деятельности – с умственной деятельностью, заново рассматривающей и синтезирующей эмпирические факты.
В соответствии с эмпирическим и теоретическим уровнями научного исследования знания, которые находятся друг с другом в диалектической связи, общие методы научного познания можно разделить на три большие группы:
1) эмпирические методы исследования, применяемы только на эмпирическом уровне познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент;
2) теоретические методы исследования, применяемые только на теоретическом уровне познания: идеализация, формирование, аксиоматический метод, метод перехода от абстрактного к конкретному;
3) эмпирическо-теоретические методы исследования, применяемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровне знания: анализ и синтез, индукция и дедукция, история и логика моделирования, абстрагирование.
Эмпирические методы научного познания.
Начальной точкой эмпирического исследования является наблюдение. Наблюдение – метод научного познания, широко применяемы в научном исследовании, особенно в естествознании. Наблюдение – процесс систематического и целевого восприятия. Основанное на работе и материальной деятельности органов ощущения человека наблюдение – активный процесс познания. Ссылка на чувственное восприятие вовсе не говорит о том, что в процессе наблюдения не участвуют мышление человека, знание и опыт. Наоборот, было установлено, что содержание и направление целевого восприятия объекта непосредственно зависят от знаний и опыта человека, его интереса к явлению и отношения к действительности.
В зависимости от преследуемой цели и функции наблюдения делятся на научные и ненаучные. В отличие от ненаучного наблюдения, проводимых в военном деле, в уголовном расследовании, в повседневной жизни, научное наблюдение преследует своей целью решение только определенной научной проблемы или задачи. На основе научных наблюдений выдвигаются определенные гипотезы и идеи. Например, на основе научных наблюдений по состоянию планет, проведенных Тихо-Брагеном, была заложена эмпирическая база для открытия законов Кеплера.
В эмпирическом исследовании наблюдения выполняют три основные гносеологические функции.
Первая функция научного наблюдения – выдвижение новых идей и предположений, сбор необходимых эмпирических данных для подтверждения этих идей и предположений.
Вторая функция научного наблюдения – возможность проверки истинности возможных предположений посредством эксперимента, роль истины как единственного критерия в ситуациях, когда невозможно реализовать эксперимент.
И наконец , третья функция научного наблюдения – возможность сопоставления полученных в результате теоретических исследований результатов, возможность проверить их степень соответствия действительности и истинности.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--