Статья: Стили руководства и схемы действий руководителя
Власть дается ролью, выполняемой в организации. Она реализуется через законодательные требования, принуждение, вознаграждение, экспертное мнение (власть эксперта — это вера в разумное мнение), убеждение (наиболее эффективный способ), лидерские качества руководителя. Сила не есть право, а способность заставлять события происходить по заданному плану.
Стиль руководства — это сочетание методов выработки и реализации управленческих решений. Стиль вырабатывается под влиянием природных качеств человека, опыта практической работы, обучения, самовоспитания. Некоторые черты стиля управления неотделимы от характера, другие приобретаются в ходе трудовой деятельности.
Теория особенностей базируется на условии, что все удачливые руководители обладают исключительными личными качествами, которые и позволяют им добиваться успехов.
Теория ситуации рассматривает управленческие способности человека в связи со сложившимися условиями.
В неординарной ситуации человек способен проявить скрытые лидерские качества. Руководство может быть определено как желание человека доминировать в той области, где он чувствует себя наиболее уверенно.
Выделяют следующие типы руководителей:
Дистантный руководитель предпочитает не сближаться с подчиненными, стремясь сохранить авторитет и высоту положения.
Контактный руководитель строит тесные взаимоотношения, предпочитает эмоциональные контакты.
Целеполагающий руководитель предпочитает постановку целей деятельности.
Проблемно-ориентированный руководитель выбирает постановку проблем и предоставляет свободу при их разрешении.
Делегирующий руководитель стремится к передаче своих полномочий подчиненным.
Стиль руководства оказывается реальным способом управления. Можно обозначить следующие схемы действий руководителя:
самостоятельно принимает и объявляет решение;
предлагает варианты решения подчиненным сотрудникам;
предлагает новые идеи и организует обсуждение, а затем выбирает вариант решения;
определяет условия и поручает принять решение персоналу;
делегирует решение проблемы персоналу.
Наиболее общая характеристика предусматривает разделение на авторитарный и демократический стили руководства. Авторитарный стиль руководства используется в следующих ситуациях:
сотрудник не любит работать;
он избегает работы;
его следует принуждать, контролировать, направлять;
сотрудник предпочитает, чтобы им руководили;
он избегает ответственности;
сотруднику необходима безопасность.
При авторитарном стиле руководства менеджер навязывает свое решение подчиненным, опираясь на теорию «Х» МакГрегора.
Демократический стиль приемлем в ситуации, если:
работа считается естественной обязанностью;
сотрудник способен к самоуправлению;
стремится к ответственности;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--