Статья: Таможенные модели для Таможенного Союза
От Сингапура до Америки.
Как известно, на сегодня в мире существуют несколько прогрессивных моделей взаимодействия бизнеса и таможни. Из них наиболее разработанных, апробированных и внедренных моделей взаимодействия бизнеса и таможни, можно выделить три. Это Сингапурская , Шведская и Американская модели взаимодействия, работающие по принципу "Единого окна". По оценкам зарубежный экспертов, внедрение этих моделей способствовало росту на 20% ВВП экономикам этих государств.
Сингапурская модель. Кратко.
В Сингапуре как всё гениальное просто, там работает система Единого окна. Всё взаимодействие участников ВЭД происходит через уполномоченный государственный орган, и в дальнейшем информация направляется в таможенные органы, ветеринарную и санитарную службы, налоговую и банковскую системы государства. Электронное декларирование работает там на все 100%.
Шведская модель. Кратко.
В Швеции все взаимодействия участников ВЭД происходят немного по- другому, чем в Сингапуре, а именно, через таможенную службу государства. В Швеции, так же организованна система Единого окна. Все сведенья от участников ВЭД консолидируются там через таможенный орган, а затем по необходимости направляются в другие государственные органы, как службы ветеринарного и фитосанитарного контроля, налоговую и банковскую системы. В Швеции решён вопрос по отправке грузовой таможенной декларации грузоперевозчиком при помощи SMS сообщения.
Американская модель. Кратко не получится.
В Соединенных Штатах Америки взаимодействие бизнеса и таможни принципиально похожи на две предыдущие модели, то есть организованно по системе Единого окна, но со своей спецификой.
Рассмотрим, как у партнеров по перезагрузке за океаном происходит это взаимодействие. Но с начало немного истории.
В 1995 году перед таможней США была поставлена задача по модернизации её системы взаимодействия с бизнесом по следующим направлениям (2):
создание единого федерального пространства сбора, накопления и анализа таможенной информации;
обеспечение надежной защиты государственных интересов, осуществление эффективного контроля над ввозом и вывозом товаров;
организация единого центра управления финансами таможни;
ускорение выполнения всех процессов для снижения затрат на проведение таможенных процедур и повышения эффективности работы таможенных органов;
достижение лидирующей роли США в области международной торговли.
И вот что сегодня представляет таможенная система США. Это практически 100% электронное декларирование, при полном электронном описании товара. Давно решен вопрос на законодательном уровне об одинаковой ответственности по бумажным и электронным декларациям. Но бумажные декларации всё же принимаются таможней США, хотя это сегодня больше архаизм. Примерно 60% товаров в США оформляются на государственной границе США (как сказали бы сейчас в России). И примерно 40 % внешнеторговых грузов очищается внутри страны, по желанию получателей грузов, то есть участников ВЭД. (Для справки, у нас до 90 % участников ВЭД хотят направить для таможенного оформления на границу РФ!). Оформление происходит через таможенных брокеров имеющих соответствующую лицензию. Сам таможенный контроль и принятие решения таможенным органом США производится следующим образом (1):
первый и основной уровень таможенного контроля полностью автоматизирован и происходит без вмешательства человека, централизованно;
второй уровень вспомогательный и дает возможность детализировать первый уровень контроля по рекомендации местного таможенного органа;
процесс основного таможенного контроля заключается в проведении тщательного компьютерного анализа электронной информации по товарам, ввозимым в США;
первая селекция по видам грузов происходит с помощью специальной системы компьютерного контроля для сортировки товара на две группы:
на товары, чувствительные для интересов государства;
на товары, менее чувствительные для государства;
Критериев для анализа товаров таможенными органами США - 42.
Результатом данного вида контроля может служить принятие одного из следующих решений:
пропуск товара - это товар, к которому не возникло ни каких вопросов. Обычно в течение года оформляется около 78% таких товаров;
документальный контроль - при отсутствии части документов на товар, таких товаров за год бывает около 20%
досмотр - применяется крайне редко, обычно в 1-2% от общего товарного потока.
Вторая селекция - это повторный компьютерный анализ всех данных на ввозимый товар, который производится автоматически централизованно в Центре обработки данных таможенной службы США.
Среднее статистическое время производства таможенного контроля товаров в США - 10 минут, хотя по законодательству допускается производить контроль в течении 30 минут.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--