Статья: Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе
Личностно-ориентированная технология педагогического сопровождения учащихся предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.
Основные цели образовательного процесса средней общеобразовательной школы, осуществляющей педагогическое сопровождение учащихся заключаются в следующем:
- разработка технологии образовательного процесса, в основу которого положено создание системы субъектно-субъектных отношений между его участниками;
- создание условий для осуществления разностороннего развития школьников (многопрофильная школа с различными адаптивными формами обучения), включающую практическую пробу сил в различных видах деятельности (учебной, профессионально-ориентированной, художественной, досуговой), как непременное условие приобретение социального опыта.
Реализуются поставленные цели в процессе личностно ориентированного урока, внеурочной, внеклассной деятельности учащихся педагогами, психологами, осуществляющими сопровождение, в процессе взаимодействия школы и иных образовательных учреждений (профессиональных: вузы, колледжи, ПУ), учреждений дополнительного образования и культуры, предприятий и организаций различных форм собственности, службы занятости, в профильном и профессиональном обучении, на групповых и индивидуальных консультациях, тренингах и в других всевозможных видах деятельности.
Педагогическое сопровождение, осуществляемое в стенах образовательного учреждения, реализует социальную функцию образования, дает возможность молодежи овладеть социально значимыми нормативами в виде заданных образцов и руководствоваться ими в собственном поведении. Это особенно важно при допрофессиональном и начальном профессиональном образовании, где на первых порах от ученика требуют "делай как я". Требует этого и стандарт образования, обязательный для всех. Метод аналогии, как метод сопровождения, может быть, применен в данном случае, особенно на начальной стадии обучения. Традиционная образовательная система достигла своих наивысших результатов действуя в данной парадигме. При этом подходе ориентация на личность ученика совсем необязательна.
Реализация развивающей функции образования обеспечивается педагогическим сопровождением с помощью комплексного использования следующих методов: рефлексии, системного анализа, проблемного обучения (эвристического, исследовательского, проектов), осуществляемых, в первую очередь, на уроке.
Деятельность педагога, осуществляющего сопровождение, направлено в этом случае не на воспроизводство информации, как в первом случае, а на работу с субъектным опытом ученика; гибкого анализа его познавательных и профессиональных интересов, намерений, потребностей, личных устремлений; раскрытие способов мышления, сложившихся в процессе познания каждого ученика. Становится очевидным, что такая работа педагога требует от него не только пересмотра его "психологического багажа", но и принципиально иного подхода к образовательной программе, которая в идеале должна быть разработана для каждого ученика персонально, подготовки к каждому занятию персональных дидактических материалов.
Пересмотра требует и критериальная система оценки эффективности деятельности ученика, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, непосредственно дополняющую и развивающую первую. Вариативность образования, осуществляемая посредством сочетания основного и дополнительного образования, факультативы, классы с углубленным изучением отдельных предметов, предпрофильное и профильное образование, дающее возможность школьникам попробовать свои силы в различных видах деятельности, позволяет индивидуализировать образовательный процесс, направить его на социально-профессиональное самоопределение учащихся.
Педагогическое сопровождение реализуется в деятельности освобожденных классных воспитателей, школьных психологов, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования. Опыт работы школы-лаборатории № 848 САО г. Москвы дал нам возможность определить основные направлении их деятельности. Так, изучение личности учащегося в образовательном процессе в основном ложится на плечи освобожденного классного воспитателя или "классной мамы", как мы назвали этого педагога и школьного психолога (психологов).
В соответствии с возрастными особенностями школьников основными задачами "классной мамы" являются:
- анализ исходных данных на поступающего в школу его семью - медицинские и психофизиологические;
- создание психологопедагогического портрета личности и на его основе выработка первичной стратегии организационно-педагогических решений (подбор педагогов, одноклассников в группу, класс и т.д.);
- выработка совместно с учащимся и его родителями оптимального режима занятий, их сложности, скорости усвоения учебных предметов на основе сложившейся учебно-познавательной мотивации, постоянная стимуляция жизненной и познавательной активности ребенка;
- поиск (совместно с учащимся и его родителями) видов и типов деятельности, наиболее успешно получающихся у школьника, постоянное поощрение к ее (или их) совершенствованию, основывающееся на формирование у ребенка "Образа-Я"; помощь в познании и развитии не только своих сильных, но и слабых сторон;
- воспитание эмпатического сопереживания у каждого воспитанника;
- развитие целеустремленности, способности к самопознанию и самосовершенствованию, творческой активности в любых видах деятельности школьника;
- помощь учащимся и их родителям в стрессовых ситуациях (при необходимости и в силу компетенции);
- воспитание у школьника критического отношения к своему здоровью, нравственного отношения к себе и окружающим людям.
Принципы работы "классной мамы":
1. Не навреди.
2. Вы свободны в выборе форм и методов сопровождения, но за результат взаимодействия с учащимися отвечаете, в первую очередь, тоже Вы (как за совместные победы, так и за поражения).
3. Помните, что каждый ваш сопровождаемый - индивидуальность, единственная и неповторимая, и то, что подходит кому-то одному из ваших учащихся может не подойти другому.
4. Старайтесь развить у школьников добрый интеллект, все остальное приложится.
5. Семья учащихся всегда права, не можете убедить - отойдите в сторону.
Ориентировочные формы и методы работы могут быть следующими:
индивидуальные и групповые беседы, опросы (анкетирования, интервьюирования, анализ продуктов учебной деятельности школьников - контент- анализ (изучение текстов), графологический анализ рисунков, как выявление типологии характера, акцентуации личности и т.д.);
социально-психологический тренинг межличностного общения, имитационные, профориентационные и деловые игры, учебные дискуссии, осуществляемые в диалоговом режиме, профессиональные консультации и другие виды деятельности, направленные на создание у школьника состояния психологического комфорта и чувства защищенности в условиях окружающего его мира;
анализ продуктов познавательно-трудовой деятельности - как результата достижений в различных видах деятельности, фиксируемый в дневнике наблюдений "классной мамы" и карте самонаблюдений (карте личности) учащегося;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--