Статья: Теория ключевой двигательной компетенции

Потребности практики стремительно меняющейся социальной жизни и производства требуют формирования системы привития обучаемым не просто знаний и умений, а умений, проявляемых в конкретных жизненных ситуациях [4, 7, 10, 15].

В связи с этим в последние годы основной в образовании становится идея формирования ключевых компетенций, например коммуникативной компетенции [6, 9, 12, 24], языковой компетенции [8, 16, 21], интегральное развитие компетентности [2, 11, 19, 27].

Принятие компетенции как основы для формирования учебного, учебно-тренировочного планов образовательного учреждения, спортивной школы и определения содержания учебных и учебно-тренировочных программ вызывает глобальную проблему обоснования перечня объективно необходимых компетенций [3, 5, 13, 14, 17, 18, 22, 23, 25, 29].

Компетенция не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, так как значительную роль в ее проявлении играют обстоятельства. Быть компетентным - значит уметь в данной ситуации мобилизовать полученные знания и опыт. Непроявленная компетенция - не компетенция, а самое большее - скрытая возможность. Таким образом, компетенции не сводятся ни к знаниям, ни к умениям. Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих реализовать их соответствующим образом в нужный момент. В условиях перестройки системы образования, продолжающегося процесса ее стабилизации не представляется возможным дать точное определение перечня ключевых компетенций. Поэтому мы можем говорить о некоторой совокупности компетенций, особо актуальных для становления общества [3, 28].

Создание новой теории требует составления понятийного аппарата и соответствующих определений. Используя толковые словари, раскроем следующие понятия.

Ключевой - открывающий возможности овладения, управление чем-нибудь [20].

Двигательный - приводящий что-либо в движение [20].

Компетенция - круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен [26].

Компетентный - знающий, сведущий в определенной области [26].

Если мы объединим термины "ключевой" и "компетентный", то получим новый термин - "ключевая компетентность". Ключевая компетентность - это осведомленность, открывающая возможность овладения управлением чем-либо при наличии знаний в определенной области.

Теперь сгруппируем термины "ключевой", "двигательный", "компетенция" и "компетентный", которые в совокупности можно последовательно расшифровать следующим образом:

1) по терминам "ключевой" и "двигательный" - "дающий возможность управления чем-либо", в данном случае - двигательными действиями;

2) по термину "компетенция" добавляем - "это управление двигательными действиями по тем двигательным задачам, пути решения которых нам хорошо известны";

3) по термину "компетентный" завершаем - "это управление двигательными действиями по тем двигательным задачам, пути решения которых в данной области нам хорошо известны (например, различные виды спорта)".

Теперь мы можем дать общее определение нового термина: "Ключевая двигательная компетенция - это управление двигательными действиями по двигательным задачам, пути решения которых в определенной двигательной области исполнителю хорошо известны ". Таким образом, мы получили три определения, отражающих совершенно различные стороны этого сложного термина, дополняющих друг друга. Соединив их, дадим наиболее полное определение нового термина.

Ключевая двигательная компетенция - это управление двигательными действиями по двигательным задачам в определенной области, двигательные навыки решения которых исполнителю хорошо известны. Оно представляет собой технологический многозвенный процесс, позволяющий эффективно достичь поставленной цели; последовательность и значимость каждого звена этого процесса (алгоритма) являются ключевыми (без этого звена или при нарушении последовательности цель недостижима).

В процессе разработки определения ключевой двигательной компетенции появился новый термин - "алгоритм", обозначенный в толковых словарях как "система операций, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи" [20, 26]. Отсюда ключевой алгоритм двигательной компетенции - это звено (алгоритм) в технологическом, многозвенном двигательном процессе, в котором последовательность и значимость каждого звена являются ключевыми, т.е. при отсутствии какого-либо звена или нарушении последовательности цель недостижима.

Ключевой алгоритм - основная единица ключевой двигательной компетенции. Теперь мы можем дать определение других терминов, необходимых для понимания теории ключевой двигательной компетенции:

• реализуемая ключевая двигательная компетенция - обладание исполнителем основными, необходимыми знаниями, навыками, позволяющими эффективно решить двигательную задачу - достижение поставленной цели; представляет собой технологический, последовательный многозвенный двигательный процесс, в котором значимость каждого звена (алгоритма) является ключевой, т.е. при отсутствии какого-либо ключевого алгоритма или нарушении последовательности цель недостижима;

• развитие двигательное - это бесконечный процесс непрерывного совершенствования технологии движения в целях оптимизации ключевых двигательных компетенций, составляющих технологическую цепочку звеньев (алгоритмов) для наиболее эффективного достижения цели.

Стремление к наиболее эффективному достижению цели - процесс бесконечной оптимизации и совершенствования двигательных ключевых компетенций на разных технологических этапах, включая при необходимости введение дополнительных алгоритмов. Если в технологической цепочке не реализуется конкретное звено и не достигается цель, - значит, это звено в ряду других является одним из ключевых. Ключевая компетенция имеет несколько иерархических соподчиненных систем.

Как указывалось ранее, основная единица ключевой двигательной компетенции - ключевой алгоритм, представляющий собой звено в технологическом многозвенном двигательном процессе. Каждая целевая двигательная задача состоит из набора алгоритмов.

Для создания последующих единиц необходимо использовать общепринятые составные приставки сложных слов:

• микро- - первая составная часть сложных слов, обозначающая "малый", "малых размеров", противоположна слову "макро" [26];

• мезо- - первая составная часть сложных слов, обозначающая промежуточное положение чего-либо [26];

• макро- - первая составная часть сложных слов, обозначающая "большой", "крупный", "больших размеров" [26];

• цикл - совокупность связанных процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени [26].

Используя эти приставки, выводим определения следующих терминов.

Микроцикл ключевой двигательной компетенции - управление исполнителем двигательными действиями для решения двигательной задачи в определенной области, двигательные навыки и решения которых исполнителю хорошо известны и представляют собой технологический многозвенный процесс, позволяющий эффективно достичь поставленной цели, в котором последовательность и значимость каждого звена (алгоритма) являются ключевыми (без этого звена или при нарушении последовательности цель недостижима).

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 174
Бесплатно скачать Статья: Теория ключевой двигательной компетенции