Статья: Три единства рекламоносителя
Классическая вещь – это что-то образцовое, проверенное по производимому эффекту и вместе с тем простое по сути. Как это ни забавно звучит, но в сфере размещения наружной рекламы тоже есть своя классика: биллборд, сити-формат и другие. Светодиодные экраны к ним пока не относятся. Поэтому нередко возникают вопросы, связанные как с технологией в общем, так и с частностями эксплуатации.
Есть темы, не требующие подтверждения актуальности, они на устах, они в жизни, они часть объективной реальности. Светодиодные экраны, казалось бы, – одна из таких тем. Несмотря на это, в предыдущие годы, чтобы написать статью, затрагивающую данное направление, всегда приходилось придумывать какое-нибудь объяснение: чаще всего публикация вызывалась необходимостью присмотреться к отдельному аспекту технологии или появлением новинки. И лишь в последние полгода-год сформировалось стойкое ощущение, что дополнительные объяснения больше не требуются.
Использование светодиодных экранов в наружной рекламе привлекательно тем, что в отличие от обычных установок на экранах возможно отображение текстовой, графической, динамической информации, а также оперативное обновление рекламных материалов в кратчайшие сроки.
С точки зрения производства наружной рекламы экран интересен тем, что здесь взаимосвязь технических и эксплуатационных характеристик высока как никогда. Приведем аналогию. У всех нас, живущих в самой читающей стране в мире, из курса литературы должны были сохраниться воспоминания о трех классических единствах – места, времени и действия. Нечто подобное существует и для экранов, только назвать их стоит единствами размещения, строения (технологии изготовления экрана) и картинки (решаемых задач трансляции).
Азы технологии
Историю этого рекламоносителя стоит вести с 1993 года, когда стало возможным появление СИД голубого, красного и зеленого цветов. Теперь светодиоды освоили практически весь видимый световой спектр, что позволило проектировать экраны, способные отображать 16,7 млн оттенков, и существенно расширило области их применения.
Различают несколько наиболее популярных технологий изготовления светодиодных экранов (табл. 1). Различия между ними заключаются в применении диодов разной конфигурации.
Первым шагом в развитии экранов стала технология поверхностного монтажа SMD (табл. 2 на с. 74), по которой светодиод всегда исполняется в корпусном варианте: подложка, светоизлучающий кристалл, фокусирующая линза.
В технологии SMD 3 в 1 (табл. 3 на с. 75) пиксель экрана состоит всего из одного светодиода, содержащего три кристалла в одном корпусе, что позволяет добиться непревзойденного качества смешивания базовых цветов для получения всей палитры. Даже на очень близком расстоянии пиксель не рассыпается на красную, синюю и зеленую точки. Тем самым не теряется целостность «картинки». Однако качественное решение всегда дорого. Поэтому альтернативным решением стали экраны, произведенные под маркой SUB-SMD (табл. 4) с применением специально разработанных двухвыводных светодиодов в прямоугольной колбе.
Поскольку большинство светодиодных экранов состоят из отдельных блоков (светодиодных модулей) со светодиодами, смонтированными на печатных платах (например: 16Ч16 или 32Ч32 пикс.), то полный размер экрана и соответственно его разрешение определяются общим числом блоков (модулей) по горизонтали и вертикали. Чем больше шаг пикселя видеоэкрана, тем сильнее проявляется пикселизация. Расстояние между зрителем и видеоэкраном (дистанция наблюдения) должно стать основополагающим фактором при рассмотрении этих компонентов.
В полноцветных светодиодных экранах для использования на улице (табл. 5 на с. 76) применяется технология «виртуальный пиксель». Она наилучшим образом подходит для графики, в меньшей степени – для текста, так как искажения появляются в местах резких переходов одного цвета к другому, а в текстах их очень много. К тому же текстовая информация не слишком требовательна к высокому разрешению. К особенностям продукции можно отнести высокую яркость с возможностью регулировки для соответствия конкретным условиям эксплуатации и широкий угол обзора для лучшей видимости с любой точки. Влагозащищенный корпус и специальное климатическое исполнение разработаны непосредственно для внешнего применения.
В светодиодных экранах для помещений используются технологии SMD, SUB-SMD и SMD 3 в 1. Основное различие этих экранов – в качестве «картинки». Изготовленные в первом варианте конструкции применяются в средних и больших помещениях, при этом ориентированы на любые типы освещения. Они легче, чем экраны SUB-SMD, но менее яркие. Последние также подходят для средних и больших помещений с любым уровнем освещенности, но при плохом освещении изображение будет более ярким.
Экраны, изготовленные по технологии SMD 3 в 1, дают наилучшую «картинку» даже на небольшом расстоянии. Используются в небольших помещениях с любым уровнем освещенности.
Необходимо отметить преимущества и недостатки светодиодных экранов блочно-модульного типа.
Достоинства: ровное световое поле, отсутствие эффекта мозаики; высокие яркость и контрастность изображения; большой угол обзора (для outdoor – до 160° по вертикали и до 80° по горизонтали, для indoor – практически 180° во всех направлениях); высокое разрешение (максимальное разрешение, которого сегодня можно достичь при использовании SMD-светодиодов, – 333Ч333 пикс./м2 с шагом 3 мм); относительно небольшой размер по глубине (150– 160 мм и меньше); возможность «наращивания» экранов (увеличение размеров и разрешения); низкое энергопотребление (по сравнению с экранами на основе других технологий); высокая надежность и долговечность (до 100 тыс. ч); простота в обслуживании (при выгорании какого-либо пикселя требуется замена только сгоревшего светодиода или светодиодной матрицы, а не всего экрана); возможность объединения экранов в сеть и управления ими из единого центра. Недостатков два – относительно высокая стоимость и сложность монтажа.
Красит ли место?
Прежде чем приступить к выбору конкретной модели и типа электронного экрана, необходимо определиться с местом его установки. Половина успешности рекламоносителя зависит от того, насколько правильно выбрано место, ведь это напрямую влияет на эффективность рекламной кампании (то есть на то, какое количество людей сможет увидеть информацию на экране).
Основные факторы, влияющие на выбор расположения рекламной установки, как правило, включают в себя следующее: гармоничность встраивания экрана в городскую среду; минимальное и максимальное расстояние наблюдения; размер самого экрана.
Все это также влияет на стоимость экрана. При планировке бюджета хорошее правило – сначала определить тип информации для экрана и сделать образец в формате, в котором планируется осуществлять показы.
Без «разрешения» никуда
Независимо от размера экрана огромную роль в восприятии информации играют размеры отображаемых на экране символов (строк, знаков, деталей): даже на большом экране мелкие буквы будут читаться лишь с небольшого расстояния. Поэтому к формированию выводимой на экран информации следует подходить не менее основательно, чем к выбору размера самого экрана.
Разрешение светодиодного экрана определяется общим количеством вертикальных и горизонтальных пикселей (точек, формирующих целое изображение). Каждый пиксель состоит из нескольких СИД (обычно трех, но количество может доходить и до восьми). Стоит сказать, что помимо известной RGB-технологии в последнее время отмечается появление технологии с нестандартным расположением диодов в пикселе (табл. 6 на с. 78 и табл. 7 на с. 79).
Основополагающим фактором в создании экрана является выбор шага пикселя1 и габариты экрана. Именно эти характеристики определяют разрешение экрана (и, следовательно, его стоимость).
Логично утверждать, что в наружных экранах – обычно больших по размеру, чем их внутренние аналоги (в последних меньше зона обзора), – значительно больше и шаг пикселя. Для обычных светодиодов шаг между пикселями в 12 мм является пределом. При этом шаге видеоэкран имеет слабый контраст и выделяет много тепла. С появлением SMD-светодиодов стало возможным производить экраны с меньшим шагом. Например, использование шага 7,62 мм позволяет производить модули кратные одному метру. Обычно при выборе шага пикселя (а соответственно, разрешения и размера видеоэкрана) руководствуются следующими факторами: зона обзора и углы обзора; тип выводимой информации; предполагаемое минимальное расстояние наблюдения; физический размер экрана (чем он больше, тем с большего расстояния пользователь может воспринимать отображаемую информацию); бюджет конструкции (чем меньше шаг пикселя, тем дороже экран).
Таким образом, в идеале конечное решение всегда должно представлять собой золотую середину между стоимостью и разрешением видеоэкрана.
Эксплуатационные параметры
При рассмотрении пикселей вблизи RGB-светодиоды проявляются как независимые точки. Расстояние от экрана, на котором происходит преобразование трех отдельных цветов в один, известно как расстояние смешивания цветов. Способность к лучшему смешиванию цветов позволяет изображениям казаться ясными и четкими вблизи и является важнейшим показателем качества для внутренних видеоэкранов (в меньшей степени – для наружных).
Для внутренних светодиодных экранов расстояние смешивания цветов может быть вычислено по следующей формуле:
Lсм = Н Ч 250,
где Lсм – расстояние смешивания цветов, Н – шаг между пикселями. Например, для экрана с шагом 10 мм между пикселями расстояние будет равно 10 Ч 250 = 2,5 м. Для наружных экранов с обычными светодиодами формула приобретает следующий вид:
Lсм = Н Ч 500.
Минимальное расстояние наблюдения. Это значение может быть вычислено следующим образом:
D = Н Ч 1000,
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--