Статья: Цены на образовательные услуги в конкурентной среде вуза
Ценовая политика вуза является одним из важных аспектов его существования и дальнейшего развития. Стоимость обучения — значимый фактор при принятии потребительских решений на рынке образовательных услуг, поэтому ценообразование — неотъемлемый элемент общей конкурентной стратегии вуза.
Весьма актуальной представляется проблема разработки комплекса принципов ценообразования на образовательные услуги. Ценообразование в сфере образования базируется на накопленном опыте установления цены на товары и услуги. В настоящее время вузами в той или иной степени используются все основные методы ценообразования: затратные; ориентированные на ценность образовательного продукта; ориентированные на конкурентов.
Наиболее простыми методами ценообразования на образовательные услуги являются затратные, которые основываются на расчете себестоимости образовательной услуги, увеличенной на запланированную норму прибыли. При этом себестоимость может включать в себя: фактические затраты; плановые затраты; затраты, определяемые нормами и нормативами. Привлекательность этого метода ценообразования обусловлена целым рядом причин [2].
Затратное ценообразование опирается на доступные данные. Всю информацию, необходимую для установления цен, можно получить внутри вуза на основе бухгалтерской отчетности, не требуются специально организованные маркетинговые исследования рынка образовательных услуг. Данный метод ценообразования выравнивает цены на рынке образовательных услуг. Затратный способ упрощает договорные взаимоотношения вуза с юридическими и физическими лицами, т.к. в конфликтных ситуациях, связанных с ценой образовательных услуг, позволяет легко доказать ее обоснованность.
Однако затратный метод имеет целый ряд сложностей и ограничений.
1. При установлении цены в соответствии с этим методом в расчет не принимается сложившийся уровень спроса на предлагаемую образовательную услугу. В связи с этим вузы не могут вести гибкую ценовую политику, учитывающую складывающуюся конъюнктуру рынка.
2. При применении данного метода ценообразования возникают трудности расчетного характера, связанные с оценкой себестоимости образовательной услуги.
3. При затратном способе ценообразования игнорируется влияние цен конкурентов на спрос.
4. Достаточно сложным является решение вопроса о размере планируемой нормы прибыли.
5. Исчисленная затратным способом цена не отражает меры полезности образовательного продукта для потребителя.
Принципиально иной подход по сравнению с затратным способом ценообразования лежит в основе метода «ощущаемой ценности». Базой для определения цены в этом случае является оценка интегральной полезности услуги, которая производится потенциальным потребителем. Ключевым фактором установления цены является восприятие потребителем ценности услуги, а не издержек. Установление цены в этом случае основывается на выявлении потребностей и проведении оценок соотношения между ценой и ценностью образовательного продукта, которая во многом определяется имиджем вуза, его местоположением и т.д. Применение метода «ощущаемой ценности» на рынке образовательных услуг связано с рядом трудностей, т.к. потенциальные потребители не могут в большинстве случаев объективно оценить полезность образовательной услуги в силу специфических особенностей последней (неосязаемости, непостоянства качества). Также на результаты данной оценки влияют недостаточные информированность и компетенция потребителей.
Эффективность ценообразования на образовательные услуги зависит и от конкурентного поведения самого вуза и других субъектов на рынке. Методы, ориентированные на конкурентов, опираются на анализ цен других вузов по аналогичным образовательным программам. В этом случае вуз ориентирует свои цены не на затраты и спрос, а на текущие цены конкурентов на рынке образовательных услуг. Возможность применения этой группы методов зависит от степени дифференциации образовательных продуктов, чувствительности потребителей к цене, рыночной доли, принадлежащей данному субъекту рынка. В зависимости от конкурентной ситуации на рынке образовательных услуг вузы могут выбирать различные методы этой группы:
ориентация на средние рыночные цены;
ориентация на ценового лидера;
ценовой картель (соглашение конкурирующих субъектов рынка образовательных услуг об установлении единых цен).
Конкурентные методы привлекают многие вузы, в т.ч. своей простотой и оперативностью, возможностью учета рыночной ситуации.
Как свидетельствует опыт, автономное использование какого-либо одного метода ценообразования не является эффективным. Целесообразным представляется формирование цены на основе комплексного сочетания методов, которое позволяет учитывать:
приемлемость уровня цен на образовательные услуги с точки зрения потенциальных потребителей;
соответствие цены образовательной услуги расчету затрат;
уровень цен конкурентов.
Учет уровня цен конкурентов при определении цен на образовательные услуги вуза обусловливает необходимость проведения маркетинговых исследований цен на образовательные услуги. Данные исследования позволяют провести анализ цен на аналогичные образовательные программы, предлагаемые конкурирующими вузами.
Указанными выше соображениями и была обусловлена потребность в проведении маркетингового исследования цен на образовательные услуги в конкурентной среде РГУТиС. Информация, полученная в ходе исследования, может лечь в основу процесса формирования цен на услуги РГУТиС и в итоге повысить его эффективность.
В качестве объектов исследования выступали Российский государственный университет туризма и сервиса и образовательные учреждения высшего профессионального образования г. Москвы, Московской и Владимирской областей, осуществляющие подготовку студентов по образовательным программам, аналогичным программам РГУТиС. Предметами исследования являлись: уровень цен на образовательные услуги РГУТиС, а также уровень цен на услуги образовательных учреждений высшего профессионального образования ряда регионов РФ (г. Москва, Московская и Владимирская область, осуществляющих подготовку студентов по образовательным программам, аналогичным программам РГУТиС).
Цель исследования — анализ цен на образовательные услуги в конкурентной среде РГУТиС. Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи.
1. Сформировать по территориальному признаку перечень образовательных учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку студентов по образовательным программам, аналогичным программам РГУТиС (далее — вузов-конкурентов).
2. Определить уровень цен на услуги РГУТиС по различным специальностям и формам обучения.
3. Определить уровень цен на услуги вузов-конкурентов РГУТиС по различным специальностям и формам обучения и сопоставить с уровнем цен РГУТиС.
4. Рассчитать средний уровень цен на образовательные услуги в конкурентной среде РГУТиС, а также отклонение цен на услуги РГУТиС от среднего уровня цен (в абсолютном и относительном выражении).
5. Определить соотношение цен на услуги по различным формам обучения в конкурентной среде РГУТиС, сравнить данное соотношение с соотношением, характерным для РГУТиС.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--