Статья: Учебное кино в университете
Педагоги среднего и старшего поколения, наверное, хорошо помнят, какое важное место в учебно-воспитательном процессе ВГУ в шестидесятые-восьмидесятые годы занимало Кино. А ведь начинать приходилось с нуля. В 1950-1955 годах, когда я учился на истфилфаке ВГУ, ни о каких экранных средствах не было и речи. Для них просто-напросто не было места; наш факультет, как и географический, располагался в общежитии на углу улиц Кольцовской и Ф.Энгельса. А все остальные теснились в «красном» корпусе на проспекте Революции.
В конце шестидесятых я окончил аспирантуру ВГИКа, защитил там кандидатскую диссертацию и вернулся в родной университет уже преподавателем. И был поражен: там действовала налаженная система учебного кино: изготовлялись диа- и кинофильмы, которые демонстрировались на лекциях я семинарах. Успешно функционировали лаборатория ТОО, кинофотолаборатория; на многих кафедрах имелись узкопленочные «Украины», диапроекторы, а три поточные аудитории в главном корпусе и наш на ул. Пушкинской были оборудованы стационарной 35 мм киноаппаратурой. Но самое главное, пожалуй, - это педагогиэнтузиасты. Не было ни одного факультета, где они не пытались бы подобрать экранный материал к своим курсам. Лаборатория ТОО обучала нас умению пользоваться «Украиной»; сдав экзамен, я вместе с коллегами получил права киномеханика-любителя.
Больше других были заинтересованы в учебном кино историки. «Синематограф» со дня своего рождения (28 декабря 1895 г.) стал летописцем. Абсолютно все выдающиеся события запечатлены на кинопленке, недаром минувшее столетие нарекли «веком кино» (и авиации). Союз кинематографа и истории закономерно привлек внимание педагогов. Изучение двух мировых войн, революций, переворотов и других событий XX века, его культуры, искусства невозможно представить без помощи кинопленки. Причем историческими первоисточниками выступают не только документальные, но и художественные (то есть игровые, постановочные) ленты. К примеру, «Девушка с коробкой», «Папиросница от «Моссельпрома», «Парижский сапожник», «Закройщик из Торжка» и любой другой немой фильм о двадцатых годах дает представление о своеобразии быта, обычаев, культуры того времени.
В 1967 году, в канун 50-летия Октябрьской революции, Центральное телевидение собрало воедино фильмотечные кадры, посвященные истории государства, и смонтировало их в хронологическом порядке. На голубых экранах (как тогда именовали черно-белое ТВ) около двух месяцев каждый вечер демонстрировался 51-серийный телефильм «Летопись полувека». Историко-документальные ленты из архивных материалов создавались и раньше, но были локализованы определенной темой, небольшим промежутком времени. Например, о Первой мировой войне и Февральской революции 1917 года рассказывал фильм «Падение династии Романовых» (реж. Э. Шуб); фильм «Одиннадцатый» (реж. Д. Вертов) посвящался 1928-му году. В «Летописи полувека» впервые подробно, год за годом, прослеживались основные события в жизни нашего государства за пятьдесят один год.
В Воронежском государственном университете нашлись историки-энтузиасты, которые убедили ректорат приобрести для учебных целей «Летописи полувека». И вот в Воронеж поступил позитив телефильма - 51 фильмоноска, в каждой из которых по шесть тяжелых коробок с пленкой. (Напомню, что видео тогда еще не было.) Впервые в распоряжении преподавателей истории оказалось уникальное количество киноматериала - около 90 тысяч метров пленки. На 51 час демонстрации! Но это богатство для учебных занятий было лишь полуфабрикатом. Во-первых, его следовало описать, классифицировать. Во-вторых, приспособить для показа на лекциях, семинарах или во внеучебное время, то есть смонтировать из него учебные кинопособия. Начали мы, естественно, с просмотров и составления «монтажных листов». В наш коллектив, который возглавлял доктор исторических наук, профессор А.В. Лосев, входили кандидаты исторических наук, доценты К.Т. Котляренко, Д.В. Сивоволов, B.C. Головин, Е.И. Федоринов, A.M. Малыш, В.С. Листенгартен, З.П. Есенина, А.В. Курсанова, П.Н. Жирнов, Е.А.Жуков, В.И. Федосов и другие. Мы думали справиться с заданием за год-два; громадный объем работы потребовал пяти лет.
"Летопись полувека» - лента не учебная и тем более не научная, а публицистическая; она содержит информацию в основном двух видов: событийную и интепретирующую. Выпуски «летописи» информируют зрителей и несут оценочные суждения того времени. В телефильме не только документальные кадры. Для преподавателя истории не менее важны включенные в него репродукции других видов информации. Для примера остановлюсь подробнее на выпуске «Год 1941» (авт. сцен. Р. Арсеньев, В. Возчиков дикторский текст М. Соболя, реж. М. Орлов). Автор серий о тридцатых годах чаще обращались к очевидцам того времени, о шестидесятых - преимущественно к молодежи. «Год 1941» адресуется самой широкой аудитории. В кульминационный момент диктор взволнованно скажет: «Друзья, ровесники, дети наши, это война...»
Обращаясь ко всем сразу, научно-популярное произведение должно заинтересовать зрителей, захватить их проблемой. Драматургия фильма «Год 1941» - противоборство двух стран, двух народов. Последовательно проводится мысль об освободительном, справедливом характере Великой Отечественной войны нашего народа и разоблачаются захватнические планы гитлеровцев. При монтаже в качестве «строительного материала» использовались документальные фонограммы, зарубежная кинохроника: «Горели Лондон и Ковентри. С плацдармов оккупированной Европы гитлеровские летчики обрушились на Британские острова...»
Незаменима роль слова, когда на экране портреты. Диктор комментирует вручение Сталинских премий ученым В. Обручеву, Н. Бурденко, кинорежиссерам В. Пудовкину, Г. Александрову, Г. Козинцеву, Л.Траубергу, актерам Б. Чиркову, В. Массалитиновой, Л. Орловой, Н. Черкасову-Сергееву, скульптору В. Мухиной, писателю А.Толстому, знакомит нас с видными военачальниками И. Петровым, Г. Жуковым, И. Коневым, К. Рокоссовским, И. Болдиным, Л.Говоровым, Л. Доватором, П. Беловым.
В фильме «Год 1941» 35 документальных звукозаписей. Ценными историческими первоисточниками являются записи рассказов очевидцев событий. Это синхронная речь в Колонном зале Дома Союзов медсестры Л. Соколовской о злодеяниях гитлеровцев, рассказ В. Талалихина, как он в ночном бою впервые в мире протаранил немецкий самолет, обращение по радио к детям писателя А. Гайдара незадолго до его гибели. «А дома всех солдат живыми мечтали встретить матери, жены; велика была их вера», - говорит диктор. Звучит песня в записи сорок первого года:
Враг топчет мирные луга,
Он сеет смерть над нашим краем.
Иди смелее в бой, рази врага!
Жестокий дай отпор кровавым хищным стаям!
Иди смелее в бой, рази врага!
«Год 1941» - монтажное, «компилятивное» произведение, составленное из фрагментов разных фильмов. Материалом послужили выпуски «Союзкиножурнала» и киножурнала «Пионерия» за 1941 год, спецвыпуски «На защиту родной Москвы», документальные фильмы «24 Октябрь», «На вахте», «Фашизм будет разбит», «Слушайте, женщины (антифашистский женский митинг в Москве 7 сентября 1941 года)», трофейная кинохроника. Конец четвертой и пятая часть смонтированы из кинокадров документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. Л. Варламов, И. Копалин). Специально для данной серии никакие съемки не производились.
С помощью кинофрагментов из «Летописи полувека» в ВГУ велась кропотливая экспериментальная работа по использованию экранных средств при изучении отечественной истории. Педагоги убеждались: архивная кинохроника помогает аргументировать положения и выводы лекции. Тех, кто впервые обращался к учебному кино, подстерегала опасность остановиться на полдороге и демонстрировать кинокадры просто как иллюстрацию слов лектора - как «ожившие» фотографии. Конечно, хорошо, когда словесная информация подкрепляется зрительным рядом. Но мы видели, что фрагменты из «Летописи полувека» предоставляют педагогу принципиально новые возможности, включают в учебный процесс недоступные для обычной лекции каналы информации, воздействуют не только на рациональное восприятие студентов, но и на их чувства, воображение.
45 кинофрагментов из «Летописи полувека» рекомендовались нами как учебное пособие к лекционному курсу отечественной истории XX века. Фрагменты были представлены в Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР. После тщательного обсуждения некоторые из них были пополнены кинодокументами Госкиноархива СССР. Мы работали, естественно, с позитивом; чтобы отпечатать новые копии, требовался негатив. Пришлось обратиться в Москву, где находилось фильмохранилище Центрального телевидения. Свет не без добрых людей: нам выдали негативы нужных фрагментов бесплатно. После этого Центральная кинолаборатория «Вузфильм» тиражировала кинопособие по истории для всех вузов страны на 35 мм и 16 мм пленке. Последнее было важно, так как установить узкопленочную «Украину» в аудитории проще. Мы гордились, что во все города рассылалось кинопособие из 45 микрофильмов, в титрах которых значилось: «Подготовлено Воронежским государственным университетом». За кинопособие и методические разработки к нему мы были удостоены Золотых медалей ВДНХ.
На протяжении 15 лет в Воронежском государственном университете регулярно проводились межвузовские смотры-конкурсы «Учебный экран», Они сыграли большую роль в развитии учебного кино не только в Воронеже, но и в Центрально-Черноземном и других регионах, ибо на них съезжались энтузиасты со всей страны. Эти смотры открывали широкие возможности анализа эффективности применения кино и других технических средств, оценки научно обоснованных методик их применения. Оба компонента каждого смотра - приобщение к творческим достижениям разных вузов в области экранных пособий и поиск путей повышения эффективности их применения - представляются актуальными и сегодня.
Задача школы (как средней, так и высшей) - не только сообщить готовые знания учащимся, но и воспитать у них умение самостоятельно мыслить; последнее достигается с помощью проблемного учебного фильма. Проблема служит как бы «возбудителем аппетита», заставляет зрителей с максимальной активностью воспринимать происходящее на экране. Проблемный фильм формирует вопрос, ответ должны найти учащиеся на основании увиденного.
«Знаете ли вы, какая часть вашего сердца производит звуки, слышимые доктором в стетоскоп?» - спрашивалось в фильме по анатомии. «Что движется здесь: лодка навстречу воде или вода навстречу лодке?» - таким вопросом начинался фильм «Общая физика. Механика».
Хорошо помню учебный фильм В.Полевого, ныне профессора Воронежского института высоких технологий, «Виды глагола», удостоенный диплома на очередном смотреконкурсе экранных пособий. Некоторые подумают: что интересного в столь скучной теме? И ошибутся. Любой педагог-филолог подтвердит, что совершенный и несовершенный виды - камень преткновения не только для детей, но и для взрослых. Автор нашел удачный ход: ученики 62-й воронежской средней школы, которые у него снимались, самостоятельно приходят к выводам. Фильм начинается уроком русского языка, тема которого виды глагола. Второклассники смотрят кино о своем сверстнике: мама, уходя на работу, попросила сына убрать комнату. Тот начал подметать; вдруг выбежал котенок, и мальчик стал с ним играть.
«Выполнено ли мамино поручение?» Ученики, чтобы ответить, должны усвоить смысловую разницу между словами «подметал - подмел».
Проблема становится мостиком между опознанным и неопознанным, известным и неизвестным. Фильм выступает своеобразным тренажером, создает иллюзорные обстоятельства, требующие принятия решения. Проблемная ситуация переходит в проблему морального выбора. «Увлекательная задача учебного фильма - не просто поставить и запечатлеть эксперимент, но вовлечь в него зрителя, сделать равноправным участником этого эксперимента. А вывод- не преподнести, а подвести к нему. Одним словом - заставить мыслить». Так говорил в актовом зале ВГУ режиссер Ф.М. Соболев, удостоенный Государственной премии СССР за кинопособия «Язык животных», «Думают ли животные». Он был почетным гостем одного из смотров экранных пособий, организовал в ВГУ премьеру своего нового фильма «Я и другие».
Фильм приглашает взглянуть на себя со стороны, насколько мы свободны в выборе решений, как на нас влияет коллектив, социум. Группе студентов показывают фотографию мужчины:
«Перед вами портрет опасного преступника». Все находят в его изображении признаки скрытого, жестокого человека: неприятные холодные глаза, злобно поджатые губы... Другой группе та же фотография предъявляется с установкой «портрет большого ученого». Вновь все находят подтверждения: высокий сократовский лоб, умный пристальный взгляд.
Студенты, заранее договорившись, уверяют девушку: на двух разных фотографиях - лицо одного и того же человека. Испытуемая колеблется, потом соглашается, хотя на одном фото - старик, на другом - старуха. Диагноз - конформная реакция. Психологическая установка создает готовность видеть, как все, хотя человек думает, будто это его личное мнение.
Психологические эксперименты на экране доказывают наше собственное «Я» всегда осознается в виде отношений с другими. Воспитание во многом определяется природой подобных отношений. Надо ли говорить, что в наше время проблема конформности стала еще актуальнее?
Межвузовские смотры «Учебный экран» в Воронежском университете выявили важность научных исследований по проблемам создания и применения экранных пособий. Откликом на такую жизненную потребность явилось издание сборников «Экранные и звуковые средства в преподавании истории» (изд-во ВГУ, 1973), «Экранные и звуковые пособия в лекционном курсе истории» (Под ред. А.В. Лосева. М.: Высшая школа, 1976) и др., монографий С.И. Черепинского «Учебное кино: история становления, современное состояние, тенденции развития дидактических идей» (изд-во ВГУ, 1989), автора этих строк «Кино как средство воспитания» (изд-во ВГУ, 1973), «Кино - воспитатель молодежи» (изд-во ВГУ, 1975) и др.
Конкретный опыт проведения межвузовских смотров обобщался в сборнике, который так и назывался: «Учебный экран» (Воронеж,1989). B.C. Чесноков (ВГУ) рассказывал там об экспериментах по созданию наглядных пособий для определения категории «геологический объект» в курсе «история и методология геологических наук». Г.К. Чеснокова. З.И. Федотов, Н.Г. Бокачев (ВГУ) объясняли трудности в подборе иллюстраций в процессе преподавания курса «Картографирование объектов природопользования и охраны природы». Методику применения диапозитивов раскрывали А.А. Котов (Воронежский СХИ) - в лекциях по описательному курсу сельхозмашин и А.И. Ртищева (ВГУ) – при чтении общего лекционного курса «Систематика низших растений», В.Д. Малюченко (ВГУ) - в лекционном курсе «Аэрокосмические методы в географических исследованиях». А.З. Винников (ВГУ) доказывал важную роль технических средств обучения в преподавании «Основ археологии» и археологических спецкурсов. А.В. Кулик, А.А. Тимошин (Курский пединститут) делились опытом создания учебного кинофильма «Химические волокна против насекомых», а А.И. Метелкин (Воронежский инженерностроительный институт) - «Архитектурное проектирование автодорог».
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--