Статья: Устойчивое инновационное региональное развитие как экологический императив

В данном докладе обобщен опыт, накопленный за три года в Международном университете природы, общества и человека "Дубна" при анализе ситуации в регионах России и реализации ряда проектов в сфере устойчивого инновационного развития. В результате сформировалась точка зрения, что синтез экономических и экологических критериев приводит к тому, что одним из важнейших экологических императивов является устойчивое инновационное региональное развитие, формируемое на основе колец трансфера знаний.

В отношении перехода к устойчивому развитию мы находимся в довольно странной ситуации. С одной стороны, мы имеем достаточно явные экологические проблемы, с другой, хотя и не столь явную, но вполне осознаваемую проблему исчерпаемости природных ресурсов, а, с третьей, совсем не ясные, даже на теоретическом уровне, способы решать эти проблемы экономически целесообразным образом.

Попытки свести ситуацию к дилемме - природные ресурсы или товарное производство, практически ничего не проясняют. В конечном итоге мы приходим в данной логике к некорректным целям, а, точнее, к их фактическому отсутствию. Процесс корректного целеполагания достаточно сложен и трудоемок, и его обсуждение само по себе не входит в задачи данного доклада, хотя мы его будем касаться при рассмотрении отдельных вопросов.

Дилемма "природные ресурсы или товарное производство" решается через введение в проблему отсутствующего и главного, на наш взгляд, звена: управляемых обменных процессов между тем и другим.

Речь идет об обменных процессах между Обществом и Природой на региональном уровне. Как нам представляется, экономически целесообразным решением организации этих процессов является устойчивое инновационное региональное развитие. Более того, на настоящий момент именно оно становится экологическим императивом, безусловным требованием для всех субъектов регионального развития.

1. Устойчивое инновационное развитие и решение экологических проблем

Ключевым моментом устойчивого развития на первом этапе является достижение разумного среднесрочного баланса между производством и потреблением обеспечивающего повышение качества жизни при снижении потребления природных ресурсов, по крайней мере, не возобновляемых. В дальнейшем возможен переход к реализации, как цели, коэволюции (по Н.Н. Моисееву) человека и природы на основе изменений общественного сознания

Этот тезис, вообще говоря, относится к любому из уровней рассмотрения, основными из которых являются следующие:

Территория (муниципальное образование) как социо-природный комплекс, в котором социум получает права, хотя и весьма ограниченные на управление природной средой;

Регион, понимаемый в данном случае как субъект государства или его часть и выполняющий роль первичного уровня формирования долгосрочных норм и правил развития в виде законов, регулирующих отношения на его территории;

Государство как конституционный гарант обеспечения безопасности, в том числе экологической и долгосрочной стабильности.

Мировое сообщество как сильно стратифицированная неравновесная среда, в которой преимущественно активными субъектами формируются условия и основные правила обменных процессов в современном мире.

Отметим, что в этом ряду регион обладает уникальной, конституционно закрепленной функцией обеспечения согласования разномасштабных во времени и в пространстве процессов государственного управления, а именно процессов взаимодействия регион - государство и регион - муниципальное образование со значительным влиянием на действия структур.

Иными словами объектный и процессный подходы на уровне региона хотя и разделяются, но не настолько далеко, чтобы невозможно было осуществить направляемое развитие и реализовать оптимальное сочетание индикативных и директивных методов управления. Именно это дает возможность сформулировать идею устойчивого инновационного регионального развития, как начала действительной коэволюции природы и человека. Природные факторы здесь явно проявляют свою "активную позицию" и человек не может их не учитывать, одновременно сохраняя рычаги управления ситуацией.

Однако никакую коэволюцию нельзя реализовать в современных условиях без знаний и технологий. Экономическая компонента этого заключается в том, чтобы потребительский рынок диктовал производителям необходимость в знаниях и технологиях, обеспечивающих повышение качества жизни. Соответственно культура потребления должна расти, как за счет знаний потребителей, так и за счет предложений производителей. Возникает кольцо "знание-рынок-знание". Это кольцо и является сутью устойчивого инновационного развития. При этом под устойчивым инновационным региональным развитием будем понимать такое направляемое на основе воспроизводства колец трансфера знаний и технологий изменение состояния региона, при котором обеспечивается постоянно растущий у потребителей и производителей продукции измеримый спрос на знания.

Необходимо сделать два замечания. Во-первых, мир быстро меняется в сторону интеграции. Упомянем, например, такие крупнейшие процессы регионального (в широком смысле этого слова), как попытки решения межгосударственных проблем типа проблемы Каспийского моря и межрегиональных проблем типа проблемы Байкала, формирование Объединенной Европы. Более того, острая необходимость интенсификации экономического роста, перспектива вступления в ВТО, грядущая ратификация Киотского протокола, результаты Саммита "Йоханнесбург - 2002", формирование национальной инновационной системы России ставят много вопросов, ответы на которые следует искать в создании согласованного нормативно-правового пространства и соответствующих планов действий. Именно поэтому роль и уникальные возможности субъектов государства нисколько не снижаются и не будут снижаться в обозримом будущем, по крайней мере, в России.

Второе замечание является логическим продолжением первого. Обсуждая термин "экологический императив" в книге "Восхождение к Разуму" академик Н.Н. Моисеев писал:

"Таким термином условимся определять совокупность тех ограничений в активной деятельности людей, нарушение которых уже в ближайшие десятилетия может обернуться для человечества самыми катастрофическими последствиями".

Здесь явственно ощущается нравственная ориентация трактовки термина. Вместе с тем вполне возможно и необходимо перевести акценты в нормативно-правовую плоскость базиса проектов и программ на основе баланса запретов и разрешений.

2. Механизмы и примеры реализации устойчивого инновационного регионального развития как экологического императива

В настоящее время механизмы устойчивого инновационного регионального развития только разрабатываются, хотя в ряде регионов уже проводятся масштабные эксперименты по их отработке в режиме реализации различных проектов и программ.

Здесь мы укажем лишь некоторые из основных механизмов:

* поэтапный переход от программного к проектному подходу при рассмотрении проблем развития, что позволяет концентрировать ресурсы и более корректно ставить цели;

* переход от абсолютных или процентных показателей к показателям эффективности тех или иных действий, типа коэффициентов полезного действия;

* построение горизонтов желаемых состояний с построением временного ряда контрольных точек корректировки траекторий;

* построение и согласование полей развития.

Первые три механизма в различных модификациях встречаются в научной литературе и практических разработках. На последнем же механизме остановимся более подробно, так как он представляется нам в известной степени ключевым.

В целом под полями развития понимаются системные совокупности объектов и субъектов, связей и отношений между субъектами и объектами определяющих условия и/или параметры изменения состояния. Соответственно под траекториями развития подразумеваются последовательность измеримых промежуточных состояний между начальной фазой процесса и желаемым (прогнозируемым) будущим.

Под полями устойчивого инновационного развития региона понимаются системные совокупности объектов и субъектов, связей и отношений между субъектами и объектами определяющих условия и/или параметры такого изменения состояния региона, при котором:

* на основе применения различных технологических, управленческих и нормативно-правовых решений соблюдается (достигается) баланс между потребностями человека и общества и возможностями окружающей природной среды;

* обеспечивается постоянно растущий спрос на знания и технологии для обеспечения воспроизводства возможностей развития в будущем.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 159
Бесплатно скачать Статья: Устойчивое инновационное региональное развитие как экологический императив