Статья: Вчера и завтра российской экологии

Необычайные успехи мировой науки и техники, острые социально-политические кризисы на фоне перестройки отечественной планово-социалистической экономики на свободно-рыночную не могли не повлиять на формирование приоритетов общественного мышления. В них преобладают эгоистичные принципы потребительского благополучия.

Сознание экологических проблем в широких массах российского и западно-европейского общества находится на принципиально разных уровнях в понимании перспективных задач и цены, за которую готовы приобрести экологическое благополучие. Наилучшим подтверждением этого являются политические успехи зелёных в Германии и ряде других стран и их полный провал в России на примере РЭП “Зелёные”. Как ни парадоксально, но одной из основных причин этого является медленная ломка устойчивых социальных взглядов, сложившихся в период социализма на окружающую природную среду, как на общенациональное богатство.

Конституция РФ (ч.2 ст.9) устанавливает, что земля находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, но бытовое мнение осталось прежним: - “и всё вокруг колхозное, и всё вокруг моё”.

Второй по значимости фактор, формирующий общественное мнение, определяющий недостаточную значимость экологической тематики в российском обществе, – несравнимое ни с одной страной в мире природное богатство нашей родины. Рекреационные способности России является единственным положительным показателем, по которому мы впереди планеты всей, так на единицу окисляемого кислорода в России его производится почти 2,7 единиц, а в Бельгии на единицу только 0,021 единицы.

Для макроанализа экологической ситуации в России надо знать и специфику природоохранного дела в последние десятилетия социалистического периода. Основные подходы этой модели были достаточно эффективными для плановой экономики, что позволяло практически решать экологические проблемы промышленного производства. Во-первых, это был фиксированный процент расхода на основные средства природоохранного назначения от общего объема средств, выделяемых на промышленное строительство, закреплённое нормативами Госплана СССР для каждого отдельного вида производства. Во-вторых, финансирование ведомствами природоохранных мероприятий, по результатам экологического нормирования – разработки томов ПДВ и ПДС. Основным достоинством этой процедуры являлась возможность изыскания бюджетных средств на развитие природоохранной инфраструктуры предприятий.

В конце восьмидесятых начале девяностых, когда автор начинал свою деятельность в государственных органах экологического надзора действительно устанавливали новое воздухо- и водоочистное оборудование на действующих предприятиях, а новые без него не вводили в эксплуатацию. Режим их эксплуатации, в целом, отвечал нормативным требованиям. Человеческий фактор имел место и в те годы, тем не менее, этот природоохранный механизм был действенный и, за исключением проблем с отходами, он позволил большинству предприятий выйти на допустимый уровень загрязнения окружающей среды.

Слом планово-социалистической системы экономики специфически отразился на экологическом состоянии промышленных предприятий. С упразднением Госплана СССР пропал директивный процент на основные средства природоохранного оборудования от основных производственных средств и следствие этого хорошо просматривается на предприятиях и объектах, построенных в девяностых годах. Нормативы предельно-допустимых выбросов и сбросов предприятий при сохранении внешней, формальной формы стали процедурой подтверждения соответствия нормативов вредного воздействия уровню предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ. Главным недостатком этой процедуры является её обязательность для всех предприятий, в то время как аксиома промышленной экологии это 5% источников негативного воздействия дают 90% загрязнения окружающей среды. Во-вторых, объёмы негативного воздействия не увязаны с объёмами выпускаемой продукции этого предприятия, т.е. в них отсутствует эколого-экономическая составляющая для определения социальной значимости проведения процедуры экологического нормирования.

Отдельно следует подчеркнуть практически полное отсутствие сегодня механизмов финансово-экономического регулирования в отечественном природоохранном деле. Это было нормальным для плановой экономики, но как без этих механизмов обеспечивать экологию в свободно-рыночной экономике? Неэффективной является система платы за загрязнение окружающей среды, которая существует уже пятнадцать лет. На всех уровнях власти говорят о необходимости её переработки, но ничего не могут предложить нового. Согласно этому закону среднее воздухоохранное оборудование должно окупиться в интервале от 80 до 150 лет. Экологическое страхование существует в стране пять лет и до сих пор размер страховых выплат не превысил одного процента от экологических нарушений (притом зафиксированных). Где государственные, налоговые и иные льготы для деятельности в области охраны окружающей среды?...

Единственным бесспорным успехом являлось в эти годы развитие экологического права в части основных, рамочных законов. На их базе реально можно организовать эффективное природоохранное дело, если бы к рамочным законам выходило ещё бы достаточное количество качественных подзаконных актов. В настоящее время принятие решения по многим статьям экологического законодательства можно приравнять к гаданию по картам.

Приведу один пример, статья 31 Федерального закона “Об охране окружающей среды” №7-ФЗ от 10.01.02 г. определяет, что экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологической безопасности осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации. П.3 этой статьи говорит о том, что экологическая сертификация осуществляется в порядке, определённом правительством Российской Федерации.

На сегодня обязательной сертификации подлежит древесина, отпускаемая на корню, и второстепенные лесные ресурсы (ст.71 Лесного кодекса РФ); продукция оборонных отраслей промышленности; ввозимые на территорию России товары и технологии, отходы; технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах (ст.7 ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”), производство и использование топлива допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха, а технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств при наличии сертификатов подтверждающих соответствие содержания вредных веществ в выбросах (ст.15 ФЗ “Об охране атмосферного воздуха).

Необходимость проведения оценки соответствия при исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозке, реализации и утилизации регулируется Федеральным законом “О техническом регулировании” №184-ФЗ от 27 декабря 2002 года.

Статья 23 этого закона определяет, что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Статья 46 - что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов (этот срок определён в 7 лет) требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Вот и получается, нужен или не нужен сертификат на отечественное природоохранное оборудование (и т.д.) можно решить по-разному, в зависимости от того какую статью закона откроет чиновник. Вспомнив российского чиновника-эколога, не могу не рассказать, как в Москве, в одном из природоохранных органов застал внушительную очередь застройщиков-индивидуалов, пришедших туда по вопросам получения заключения государственной экологической экспертизы, к которым по законодательству чиновники подходят также как к крупным промпредприятиям. Вывод из этого один, если людей, которые стремятся самостоятельно решить жилищную проблему, ещё несколько лет подержать в очередях, то следующие десятилетие может стать в России эпохой разэкологивания, когда с чиновниками-экологами будут поступать так же, как в 30-ые годы прошлого века поступали с кулаками. Потомки потом наверняка разберутся, что большинство из них были хорошие или просто безвредные, но люди, состояние которых я видел в очереди, будут репрессировать их вместе с семьями.

Вот другой пример из жизни современных чиновников. П.8. ст.28 закона РФ “О приватизации государственного и муниципального имущества” однозначно определяет, что земли под санитарно-защитными зонами не подлежат отчуждению, но есть подзаконные документы, определяющие порядок сокращения этих зон. Вроде правильно, нормативные зоны надо корректировать расчётными и инструментальными методами, только напрашивается вопрос: сегодня предприятие может иметь небольшой объём заказов, а что завтра? Уменьшать размер зон в период обвала отечественной экономики можно было без проблем, а как быть с современным подъёмом? Что, строить новые мелкие предприятия и не давать развиваться гигантам промышленный индустрии? Может в новые контракты вводить статью расхода на отселение, или заниматься корректированием санитарной зоны при каждом увеличении объёма производства?

В начале 2005 года МПР России передал штаты инспекторов по экологическому надзору в Ростехнадзор, и последний, за счёт штатных единиц по другим видам надзора, в первую очередь технологическому, увеличил численность экологических чиновников почти на 40%. В контексте предыдущего абзаца это очень логично: застраивая санитарные зоны крупных промышленных объектов и определяя нормативы вредного воздействия без учёта объема производимой продукции, они губят перспективу развития высокотехнологичного производства и стимулируют развитие мелких, с низким уровнем обработки сырья.. Нельзя не сказать о том, что это один из показателей работы экологических служб предприятия. В большинстве своём это люди, на которых возложен только внешний имидж предприятия: главное, чтобы не было проблем с многочисленными надзорными органами. Практическая деятельность и стратегия развития предприятия не входит в сферу их деятельности.

Можно с уверенностью сказать, что более, чем десятилетний этап первичного накопления частного капитала и недостаточного внимания к государственному и муниципальному имуществу оказали глубокое негативное воздействие на отечественную экологию. Это естественно, так как основная составляющая экологии – рациональное пользование ресурсами, а нарождающемуся частному капиталу ресурсов надо было получить как можно больше, а не качественней. Качественное использование ресурсов в государственном и муниципальном секторе была проблема чисто теоретическая, а с граждан и вообще спрос невелик – и без экологии ему проблем хватало.

Эта оценка позволяет в свою очередь сделать прогноз развития природоохранного дела. В нашей стране право собственности на природные ресурсы, и в первую очередь на землю, только в последнее время приобрело практическое значение. Став товаром, природные ресурсы попали под действие п.4. ст.469 Гражданского кодекса РФ, который определяет, что, если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству товара, то продавец обязан передать товар, пригодный для использования в соответствии с этими требованиями. Перестройка сознания идёт медленно. Как правило, покупая земельный участок никто, не требует подробной информации об уровне его загрязнения, а зря. В то же время единица площади земли в так называемых экологически “чистых” местах стоит гораздо дороже, только критерий “чистоты” строится сегодня на идеализации пейзажа – какие здесь могут быть экологические проблемы, если лесок такой зелёный, а речка такая голубая?

В действительности ситуация резко изменится после насыщения спроса на землю, который в настоящее время уже частично носит спекулятивный характер. Всеми имеющимися сегодня способами сегодня замалчивают фактическое загрязнение почв, атмосферного воздуха и вод в районе продаваемых земельных участков во многих районах, например, Московской области. В первую очередь это должно волновать государственные и муниципальные органы исполнительной власти, так как риэлтерские компании, перепродающие землю, не отличаются большим юридическим долголетием и в случае конфликтной ситуации растворятся, а вот они и будут отвечать за качество, т.е., экологическую “чистоту” проданных участков.

Начавшаяся торговля возобновляемыми природными ресурсами делает её одним из первых сегментов рынка, где существует реальная потребность в профессиональных экологах в сфере производства и потребления, а не визажистов экологического имиджа. Необходима эффективная модель организации природоохранного дела и в обеспечении населения питьевой водой. Состояние источников питьевого водоснабжения и водопроводных сетей оставляет желать лучшего, постоянно сообщают об эпидемиологических вспышках связанных с качеством воды, и только российская косность не сделала пока поставщиков питьевой воды вечными должниками наших многострадальных граждан.

Хорошую школу практической экологии проходят предприятия при процедуре ИСО-14000, которая подтверждает, что на предприятии сформированы общепринятые, системные подходы к организации природоохранного дела. Экологическая культура постепенно проникает в среду производителей, например, нефтяные магнаты уже с гордостью говорят об объёмах средств, затраченных на природоохранные мероприятия, правда, стесняются пока говорить, сколько ушло на реальные природоохранные мероприятия, а сколько на ….

Перечень положительных тенденций, которые стимулируют развитие природоохранного дела в стране можно и продолжить, но все они связаны с результатами последних лет её развития – экономика активно развивается, стабилен внутренний финансовый рынок, развивается система защиты прав человека (потребителя), растёт социальное благополучие большинства граждан, экология становится важным фактором внешней экономической политики и рыночной конкуренции.

Последние годы идёт постоянный поиск форм системы управления природоохранным делом. Природоохранные ведомства делятся, объединяются и т.д. Активность этих действий такова, что результатов долго ждать не пришлось – единый орган государственной экологической экспертизы, был разделён на два органа, что прямо противоречит федеральному закону, его регламентирующему. В настоящее время ведутся процессы подготовки передачи ряда функций по экологической экспертизе на уровень субъектов, да и среди экологов муниципальных образований идёт разговор, а что достанется нам от этого пирога?

Основной причиной притягательности сегодня экологии для чиновника является возможность прикрывать свои действия маской благородной деятельности и отсутствие практических показателей в результатах их деятельности. Нет примеров, чтобы государственного чиновника сняли по причине не ввода в срок в эксплуатацию поднадзорным предприятием природоохранного оборудования, наличия на подведомственной ему территории незаконных свалок и т.д. Нет, чиновника снимают, если он подписал то, что не имел права подписывать, или если вовремя не понял, что в конкретном случае к данному производителю нельзя относиться как ко всем прочим, а надо разуметь его избранность.

Природоохранное дело будет развиваться только при условии роста его практической значимости для экономики и социальной сферы. Основу системы управления и надзора в экологии должно являться две группы экологов. Первая группа обслуживает интересы производителей, в части эффективного и рационального использования ресурсов, имеющихся в распоряжении производителя и обеспечивает соблюдение производителем основных норм и правил природоохранного законодательства. Соблюдение нормативов и правил эти экологи должны постоянно демонстрировать, в том числе и на добровольной основе, для создания положительного имиджа не только в глазах чиновников, но и общества. Вторая группа осуществляет охрану природных ресурсов по принципу имущественной принадлежности и борется с нарушителями, обеспечивая содержание природных ресурсов в надлежащем состоянии и компенсацию нанесённого ущерба. Последние должны отслеживать и состояние природных ресурсов, переданных во временное пользование физическим и юридическим лицам.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 184
Бесплатно скачать Статья: Вчера и завтра российской экологии