Статья: Задачи и техника биологического рисунка

Малыш вновь огляделся по сторонам.

— Ну а где твои картины с петухами?

Они что, тоже взорвались? —

язвительно спросил он Карлсона.

— Нет, они не взорвались, — ответил Карлсон.

— Вот, гляди. — И он указал на пришпиленный

к стене возле шкафа лист картона.

На большом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован крохотный красный петушок.

— Картина называется: «Очень одинокий петух»,

— объяснил Карлсон.

А.Линдгрен

Зачем нужно рисовать объекты

На практических занятиях по зоологии всегда важная роль отводится рисунку. Как учебное средство, рисунок развивает умение наблюдать объект, выделять существенные его черты и в то же время подмечать детали. Изображение объекта и выполнение подписей к рисунку способствуют прочному усвоению знаний о строении объекта.

Научная роль рисунка сводится к тому, что он служит иллюстрацией к таксономическому или морфологическому описанию (так, не сопровождающееся иллюстрацией описание нового вида считается недействительным).

Казалось бы, в этом качестве предпочтительнее фотография — тем более что в последнее время техника фотографирования вместе с компьютерными технологиями позволяет получать качественные фотографии практически любых зоологических объектов. Тем не менее рисунок сохраняет (и будет, видимо, всегда сохранять) свою роль в научном исследовании.

Преимущество рисунка состоит прежде всего в том, что он позволяет создать обобщенный образ объекта и выделить его существенные черты, отказавшись от второстепенных деталей. Кроме того, рисунок позволяет отразить на одном изображении детали строения, которые на одной фотографии показаны быть не могут (например, потому, что не попадают в плоскость изображения и получаются размытыми). Отметим, что умение фотографировать объекты также очень важно для исследовательской работы.

Советы преподавателю

Используя рисунок как средство обучения, преподаватель должен руководствоваться следующими соображениями.

Начинать ученик должен с более простых объектов. Как правило, это объекты макроскопические (например, среди беспозвоночных это раковины моллюсков или крупные ракообразные), так как использование оптики само по себе составляет трудности для начинающего (объекты давятся покровным стеклом, пропадают из поля зрения, высыхают). Движущееся животное, естественно, рисовать сложнее, поэтому работать нужно с фиксированным материалом.

Так как главное затруднение бывает связано с верной передачей пропорций, сначала следует отработать именно это умение. Поэтому первые рисунки могут быть контурными, без передачи большого количества деталей и объемности. В то же время нужно с самого начала обращать внимание учеников на детали, предупреждая обычную склонность к излишней схематизации.

Выполнение рисунка начинающими требует постоянных консультаций преподавателя: исправить законченную работу гораздо труднее, чем внести исправления по ходу дела. Это нужно объяснить ученикам, чтобы они сами вовремя обращались за консультацией. Преподаватель может показать технику изображения на чистом листе, а при необходимости вносить небольшие исправления в рисунок ученика (не выполняя при этом за него всю работу).

Очень важно, чтобы работа над рисунком и ее результаты доставляли ученику удовольствие. Поэтому при работе со школьниками нужно уметь определить тот предел, когда новые «придирки» к данному рисунку данного ученика уже не приведут к его улучшению (этот предел может быть связан с потолком изобразительных способностей, усталостью, слабостью учебной мотивации). Если преподаватель чувствует, что этот предел достигнут — работу следует либо принять как она есть, либо (при полной неудовлетворительности) забраковать и дать школьнику после перерыва другой объект.

Предпочтительным нам кажется давать при рисовании задание небольшого объема без ограничения времени. На изготовление одного качественного рисунка может уйти весь рабочий день — и это даст гораздо больший учебный результат, чем сделанные за то же время пять рисунков, но халтурных. Однако на учебной практике рисунки служат все-таки в основном средством закрепления знаний о строении объектов; поэтому со временем объем задания можно увеличить. Реально за рабочий день (6 ч занятий) большинство школьников без потери качества могут выполнить не более 3 рисунков.

В завершение практики целесообразно дать задание сделать тщательный рисунок «зачетного объекта» в туши. На его изготовление может уйти 2–3 дня работы.

Вряд ли есть смысл ставить оценки за отдельные рисунки. Качество (а иногда и количество) выполненных рисунков можно учитывать при выставлении итоговой оценки за практику.

Советы начинающему рисовальщику

Правила научного изображения. Главное в научном рисунке — его достоверность. Поэтому основной принцип — «рисую то, что вижу». Исключение составляют артефакты (двойное изображение, создаваемое микроскопом при неправильном освещении, пузырьки воздуха и другие посторонние объекты, попавшие на препарат). Достоверность рисунка состоит в соблюдении всех пропорций, в верном изображении деталей, видных при данном увеличении, в точной передаче цвета в случае цветного рисунка.

Особенное внимание следует обращать на линии как элемент графического изображения. Каждая линия на контурном рисунке что-то означает. Например, границы тела животного (или границы клеток на препарате) замкнуты. Линии, обозначающие их на рисунке, должны быть сплошными.

Большинство научных журналов в качестве иллюстраций к научным статьям принимает черно-белые изображения, выполненные в туши и пригодные для воспроизведения типографским способом. Это означает, что на рисунок не накладываются тени путем тонирования (например, размазывания карандаша): элементами рисунка могут быть только точки и линии. С помощью этих элементов показывается и объемность, когда это неободимо.

Техническое оснащение. Успех рисования во многом зависит от технического оснащения. Очень важную роль играет бумага. Для рисования лучше использовать не альбом, а отдельные листы в папке. Бумага должна быть плотной, гладкой и выдерживающей несколько стираний ластиком. Из имеющейся в продаже обычно наиболее отвечает этим требованиям бумага для черчения. Хорошего качества листы бумаги могут быть нарезаны из больших листов ватмана. У большинства сортов бумаги две стороны листа несколько различаются по фактуре: одна сторона более гладкая, другая — шершавая. Рисунок следует выполнять на гладкой стороне. Обычно используются листы формата А4, но для некоторых рисунков (например, членистоногих с длинными придатками) более подходит формат АЗ.

Не менее важную роль играют карандаши. Большинство рисунков зоологического практикума выполняется простым карандашом. Карандаш должен быть средней жесткости («М» или «ТМ», по европейской системе обозначений — «В» или «НВ») и обязательно остро заточенным (под углом 20–25 градусов). Подтачивать карандаш следует постоянно; многие дефекты рисунков возникают именно из-за пользования тупым карандашом. Годятся для рисования и автоматические карандаши с диаметром стержня 0, 5 мм, которые в заточке не нуждаются.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 150
Бесплатно скачать Статья: Задачи и техника биологического рисунка