Статья: Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка)

Рассматривается зависимость типа привязанности младенца второго полугодия первого года жизни к близкому взрослому (матери, воспитателю) от характера взаимодействия ребенка со взрослым в семье и Доме ребенка. Показано, что факторами, влияющими на формирование надежной привязанности, являются высокий уровень активности ребенка в общении и взаимодействии с близким взрослым, умение взрослого "подстроиться" к ребенку при контакте взглядов, синхронизации действий, общении типа диалога, поддерживать инициативу ребенка при взаимодействии в различные режимные моменты. Ключевые слова: привязанность, взаимодействие, активность, инициатива, проведение режимных моментов, общение, семья, Дом ребенка, надежная - ненадежная привязанность.

Проблема формирования и развития привязанностей у детей раннего возраста в последние десятилетия интенсивно изучается в зарубежной психологии [3, 5, 6, 8, 11]. Проведены исследования, направленные на выявление роли раннего опыта, биологических и социальных детерминант становления привязанностей в раннем онтогенезе, их влияния на психическое развитие, формирование личности и характера ребенка в более поздних возрастах [5, 10, 12]. Было показано, что у младенцев старше 6 месяцев начинает проявляться привязанность к определенным людям. Обычно первым объектом привязанности является мать. Признаки привязанности заключаются в том, что ее объект может лучше других успокоить и утешить; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности ребенок реже испытывает страх.

Привязанности не являются врожденными. Они зависят от чувствительности близких взрослых к потребностям ребенка [6,7], социальных установок [5,9], а также особенностей темперамента ребенка [5]. Чувство привязанности ребенка к матери достигает максимума между 12 и 18 месяцами и уменьшается к концу 2-го года жизни [8].

Наиболее популярно методикой оценки привязанности является изучение поведения ребенка в непривычной ситуации при разлуке с близким взрослым. Эксперимент М. Эйнсворт, положенный в основу этой методики, состоит из семи трехминутных эпизодов, во время которых наблюдают младенца наедине с незнакомым взрослым, с матерью и незнакомым взрослым, в одиночестве. В качестве показателей привязанности младенца к матери используются степень огорчения ребенка после ухода матери и поведение ребенка после ее возвращения.

В результате было выделено три типа привязанности. К первому типу относятся дети, у которых сформировалась устойчивая, надежная привязанность к близкому человеку. Эти дети не очень сильно огорчались после ухода матери, тянулись к ней, когда она возвращалась, и легко успокаивались. Такие дети чувствуют себя преимущественно эмоционально комфортно, уверены в своей безопасности и спокойны.

Второй тип привязанности получил название аффективной, ненадежной привязанности. Дети с таким типом привязанности сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвращалась, цеплялись за нее, но фазу же отталкивали. Такие дети часто настолько зависимы от своих родителей, что не позволяют им исчезнуть из поля зрения. Цепляющееся зависимое поведение является симптомом испытываемого ими чувства опасности. Дети с аффективной ненадежной привязанностью капризны, возбудимы, беспокойны, часто плачут.

Третий тип привязанности - ненадежная индифферентная привязанность. Дети с таким типом привязанности не возражали против ухода матери и продолжали безмятежно играть, не обращая внимания на ее возвращение- У них не сформировалось чувство привязанности, они эмоционально нейтральны и отстранены от близких взрослых [6, 7].

Таблица 1. Эпизоды непривычной ситуации

№ п. п. Начало эпизода Присутствующие во время эпизода
1 К матери (близкому взрослому) и ребенку, находящимся в комнате, присоединяется незнакомый взрослый Мать (близкий взрослый), ребенок, незнакомый взрослый
2 Мать (близкий взрослый) уходит из комнаты Ребенок и незнакомый
3 Мать (близкий взрослый) возвращается в комнату, незнакомый взрослый уходит взрослый Ребенок и мать (близкий взрослый)
4 Мать (близкий взрослый) уходит, возвращается незнакомый взрослый с яркой новой игрушкой Ребенок, незнакомый взрослый и новая игрушка
5 Незнакомый взрослый уходит, в комнату возвращается мать (близкий взрослый) Ребенок, мать (близкий взрослый) и новая игрушка
6 Незнакомый взрослый возвращается с пугающей игрушкой Ребенок, мать (близкий взрослый), незнакомый взрослый и пугающая игрушка

Становление надежной устойчивой эмоциональной привязанности к взрослому необходимо для полноценного психического развития ребенка [6, 7, 13], дает ему чувство безопасности, способствует личностному развитию [5, 11] и успешной социализации [8, 10, 12].

В отечественной психологии в рамках концепции генезиса общения М.И. Лисиной изучалось становление дифференцированного отношения к знакомым, незнакомым и близким взрослым [3,4], формирование аффективных связей с матерью у детей из семьи и близким взрослым у воспитанников дома ребенка на первом году жизни [3], образа себя ребенка и его привязанности к матери у детей раннего возраста [1].

С точки зрения этологического подхода, изучались компенсаторные формы поведения, которые вырабатываются у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме, в результате нарушения формирования аффективных связей с близким взрослым [2].

Целью настоящего исследования было сравнительное изучение особенностей привязанности и характера взаимодействия младенца с близким взрослым в семье и доме ребенка. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что тип привязанности ребенка к взрослому определяется особенностями взаимодействия взрослого с ребенком.

В задачи исследования входило: 1) выявление особенностей взглядов, действий, эмоциональных и речевых проявлений детей, адресованных взрослому при взаимодействии во время различных режимных моментов: подъема, переодевания, кормления, укладывания спать, свободного бодрствования в семье и доме ребенка; 2) изучение таких особенностей активности при взаимодействии, как: контакт взглядов, инициативные и ответные действия ребенка и взрослого, синхронизация действий, диалог; 3) оценка типа привязанности ребенка к матери (близкому взрослому); 4) определение зависимости между особенностями взаимодействия ребенка с близким взрослым и, особенно, с типом привязанности.

МЕТОДИКА

При изучении психических проявлений ребенка во взаимодействии со взрослым в различные режимные моменты использовался метод стандартизованного наблюдения. Фиксировались характеристики взгляда (направленность, длительность), эмоциональных проявлений, вокализаций, действий ребенка (количество, интенсивность, адресованность).

В качестве характеристик взаимодействия взрослого с ребенком отмечались количество и интенсивность контактов взгляда, синхронизации действий, диалога, инициативных действий как ребенка, так и взрослого, а также инициатив, оставшихся без ответа партнера.

Синхронизация сложных структур действий ребенка и матери, в частности взаимодействия типа диалога хорошо изучены в современной зарубежной психологии. В качестве показателей синхронизации в настоящем исследовании рассматривались совпадения, одновременность действий ребенка и взрослого во время взаимодействия в режимные моменты. В качестве диалога выступало чередование ролей партнеров в этом процессе.

Для оценки привязанности ребенка к матери (близкому взрослому для воспитанников дома ребенка) использовалась модифицированная методика М. Эйнсворт. Эксперимент состоял из шести эпизодов непривычных ситуаций продолжительностью по 5 минут каждая. В качестве привлекательной игрушки использовалась яркая погремушка, а в качестве пугающей - маска клоуна.

Таблица 2. Психические проявления детей, воспитывающихся в семье и доме ребенка, во время проведения режимных моментов (суммарные показатели в условных единицах)

Ситуация Взгляд Эмоции Речь Действия
семья Дом ребенка семья Дом ребенка семья Дом ребенка семья Дом ребенка
Подъем 33 27 22 13 10 2 28 15
Переодевание 34 31 12 20 29 1 18 19
Кормление 80 29 40 4 31 - 87 19
Свободное бодрствование 130 72 114 57 93 7 141 35
Укладывание спать 35 29 5 10 22 3 28 8
Общее количество 312 188 193 104 185 13 302 95

Примечание: р = 0.01 по критерию U (Уилкоксона-Манна-Уитни) для непарных выборок.

Показателями привязанности ребенка к матери выступали степень огорчения малыша после ухода матери, особенности поведения после ее возвращения, проявления ребенка по отношению к матери в присутствии незнакомого взрослого и пугающей игрушки. Фиксировались психические проявления детей в различных эпизодах (показатели взгляда, эмоции, вокализации, действий).

Все количественные данные преобразовывались в условные единицы, полученные умножением на длительность и интенсивность, сложением произведений.

В исследовании принимали участие 20 детей из семьи и их матери; 20 воспитанников домов ребенка и 9 воспитателей в качестве близкого взрослого. Возраст детей обеих выборок составлял от 8 до 11 месяцев.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Суммарные показатели психических проявлений детей из семьи и воспитанников дома ребенка при взаимодействии с матерью (соответственно, воспитателем) во время проведения различных режимных моментов представлены в табл. 2.

Анализ таблицы показывает, что в целом дети из семьи более активны при взаимодействии со взрослым в каждой из наблюдаемых ситуаций по сравнению с воспитанниками дома ребенка. Общее количество регистрируемых показателей (сумма показателей взгляда, эмоций, действий и речевых проявлений) у детей из семьи примерно в 2.5 раза больше, чем у детей из дома ребенка. Наибольшие различия отмечаются в речевых проявлениях (185 баллов против 13) и действиях (302 и 96 баллов). В сумме по всем режимным моментам речевые проявления младенцев, адресованные матери, в 14 раз превосходят аналогичные показатели воспитанников дома ребенка. Дети из семьи также совершают в три раза больше действий, проявляют в 1.8 раза больше положительных эмоций, дольше смотря на мать (в 1.6 раза) по сравнению с теми же проявлениями детей из дома ребенка, адресованными воспитателю.

Анализ активности детей в различные режимные моменты позволяет сделать вывод о том, что наиболее ярко отличия между детьми обеих выборок выступают в ситуации кормления. У детей из семьи регистрируется примерно в 12 раз больше различных проявлений активности, чем у воспитанников дома ребенка. Наименее ощутимы различия по регистрируемым показателям между детьми из семьи и дома ребенка во время подъема (2.4 раза).

Сопоставляя активность детей каждой выборки в различных режимных ситуациях, можно увидеть, что самое большое количество психических проявлений и у домашних детей, и у детей из дома ребенка приходится на время свободного бодрствования (всего, соответственно, 478 и 171 баллов). На втором месте у детей из семьи находится такой режимный момент, как кормление (238 баллов), у детей из дома ребенка - переодевание (71 балла). Минимальную активность дети обеих выборок проявляют во время укладывания спать (соответственно 90 и 50 баллов).

Анализ различных аспектов психической активности детей из семьи и дома ребенка в разных режимных моментах показывает, что у домашних детей во время кормления регистрируется в 10 раз больше эмоциональных проявлений и в 31 раз -речевых, чем у детей, воспитывающихся в доме ребенка. Разница в показателях взгляда и действий в той же ситуации существенно меньше. Обращает внимание тот факт, что единственными режимными моментами, при которых дети из дома ребенка демонстрируют большую активность, чем домашние дети (по показателям речевых и эмоциональных проявлений), являются переодевание и подъем (по показателям эмоциональных проявлений).

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 243
Бесплатно скачать Статья: Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка)