Статья: Здоровьеформирующая технология физического воспитания студенток вуза

Введение. Актуальность проблемы совершенствования физического воспитания обусловлена прежде всего ухудшением состояния здоровья студенческой молодёжи. Многочисленные данные науки и результаты исследований, проведенных в Тихоокеанском государственном университете (ТОГУ), показывают, что физкультурно-спортивная деятельность не стала для большинства студентов насущной потребностью, а здоровье и физическая подготовленность не входят в число ведущих ценностей значительной части молодежи [2, 4, 5]. В то же время растет число студентов, освобожденных от занятий или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Так, по нашим данным, их количество в университете с 1991 по 2005 г. увеличилось с 7,7 до 31,2 % соответственно [2].

Анализ заболеваемости студентов ТОГУ за этот же период свидетельствует, что ее уровень по всем нозологическим формам был выше у женского студенческого контингента. При этом из всех отчисленных за академическую неуспеваемость в 2004/2005 уч. г. большинство не справлялись с учебной нагрузкой по причине ухудшения здоровья.

Низкую эффективность физического воспитания подтверждают и результаты комплексной оценки физического состояния студенток вуза, полученные в течение трех последних лет. Нами установлено, что только менее половины обучающихся в ТОГУ девушек в состоянии выдерживать социальные, психические, физические нагрузки и интенсивный учебный график и хорошо адаптироваться к ним.

Изучение отношения студенток 1-3-го курсов к своему здоровью, мотивации и интереса к занятиям физической культурой позволило установить, что большинство из них оценивают свое здоровье как удовлетворительное. При этом выявлено снижение его уровня от курса к курсу. Абсолютно здоровыми себя считают 13,8 % первокурсниц и лишь 4 % студенток 2-3-го курса.

Ведущим мотивом у всех студенток является укрепление здоровья, к тому же от курса к курсу его значение увеличивается (с 37,4 до 43,1 %). У старшекурсниц почти на одном уровне находятся мотивы улучшения фигуры (12,8 %) и получения зачета по дисциплине (12,6 %).

Среди причин, мешающих заниматься физической культурой и спортом, 51,8 % первокурсниц называют недостаток времени, при этом старшекурсницы в первую очередь указывают на отсутствие желания и интереса. На 2-3-м курсах 29,8 % студенток утрачивают потребность в двигательной активности по сравнению с первым курсом (2,1 %). В то же время 14,4 % девушек одной из причин считают отсутствие условий для занятий. Большинство студенток 1-3-го курсов ТОГУ предпочитают заниматься такими видами физкультурно -спортивной деятельности, как плавание, аэробика, спортивные танцы, волейбол. Таким образом, для формирования здоровья женского студенческого контингента актуальным представляется использование в учебном процессе по физическому воспитанию популярных видов двигательной активности.

Учитывая результаты проведенного анализа состояния здоровья, физического развития и подготовленности, отношения к физической культуре и спорту, можно констатировать, что сложилась проблемная ситуация, которая заключается в противоречии между уровнем требований системы высшего образования и недостаточной оздоровительной эффективностью занятий по физическому воспитанию студенток вуза.

В связи с этим нами разработана и апробирована технология, основанная на использовании в структуре годичного образовательного цикла форм занятий, применяемых в тренировке женщин: классической аэробики, кондиционной гимнастики, систем Пилатеса и Изотон [1, 3, 6 -8, 9, 10, 12, 14].

Выбор именно этих средств обусловлен несколькими причинами [5]. Во-первых, это достаточно популярные у студенток и доступные виды двигательной активности. Однако задачи, принципы, компоненты, методика их выполнения несколько различаются. Во-вторых, воздействие только одного тренировочного средства ведет к снижению эффективности занятий, так как происходит адаптация нервно-мышечного аппарата к внешнему раздражителю. В-третьих, возможность использования множества вариантов комбинирования упражнений, комплексов данных оздоровительных видов гимнастики. Занятия не требуют больших спортивных площадок, дорогостоящего оборудования, что немаловажно при сегодняшнем материально-техническом обеспечении спортивной базы вузов.

Методы исследования. Антропометрическое исследование включало измерения показателей длины и массы тела, кистевой и становой динамометрии, ЖЕЛ, обхватных размеров: плеча, ОГК (в покое, на вдохе, на выдохе), бедра, ягодиц, голени; 7 кожно-жировых складок. Расчет жирового и мышечного компонент ов в составе тела производился по формулам Matiegka (1921).

Функциональная подготовленность определялась по пробам Мартине и Штанге. Оценка физической работоспособности осуществлялась по результатам анализа индивидуальной динамики показателя в степ-тесте, а также в сравнении с нормами для обследуемого контингента.

Для определения физической подготовленности студенток измерялись показатели развития: общей выносливости - легкоатлетический кросс 2000 м; скоростной выносливости - бег 100 м; скоростно-силовых способностей - прыжок в длину с места; гибкости - наклон туловища вперед из положения стоя; силовых способностей - подтягивание из положения в висе на низкой перекладине, приседание на одной ноге с опорой о стену, поднимание туловища из положения лежа на спине за 60 с.

Тестирования психоэмоционального статуса студенток осуществлялись по шкале самооценки Спилбергера -Ханина.

Уровень успеваемости анализировался в процессе педагогических наблюдений после зимней и летней сессий, пропусков занятий по болезни - в течение учебного года.

Результаты исследования. Основными итогами констатирующего эксперимента были:

- анализ существующих методик занятий - кондиционной гимнастики и классической аэробики, оздоровительных систем Изотон и Пилатеса;

- разработка экспериментальной программы и комплексов занятий различной направленности с использованием оздоровительных видов гимнастики (ОВГ).

На основании полученных данных были разработаны программно-методическое обеспечение и технология, ориентированная на применение ОВГ.

Для повышения качества преподавания предмета в рамках отведенного на 1-й курс времени мы перераспределили часы между разделами программы (табл. 1). На 2-3-м курсах часы распределялись аналогично.

Лекционный курс был сокращен до 6 ч и составил 4,4 % по сравнению с 11,7 % в государственной программе, однако студентки могли самостоятельно изучать специальную литературу на электронных и бумажных носителях. Методико-практический и контрольный разделы экспериментальной программы были сокращены на 6 ч, что позволило расширить практический раздел до 110 ч (80,9 % всей учебной нагрузки). Для того чтобы не нарушать принципов оздоровительной тренировки, такие как систематичность и постепенность, методико-практические занятия были совмещены с учебно-тренировочными и проводились в соотношении 15:45 мин соответственно.

В ходе исследования нами разработан план-график освоения экспериментальной программы, где отражено распределение учебных часов по неделям и семестрам (табл. 2, 3).

Планирование учебно-тренировочного процесса в годичном образовательном цикле

Поскольку повышение эффективности процесса физического воспитания студенток в вузе невозможно без его рационального планирования, нами за основу был принят годичный образовательный цикл (макроцикл), который делился на 2 периода, соответствующих осеннему и весеннему семестрам [5]. Каждый макроцикл, в свою очередь, состоял из мезоциклов продолжительностью от 4 до 6 недель и позволял решать частные задачи поэтапного планирования здоровьеформирующей подготовки студенток. Основой мезоциклов являлись недельные микроциклы, в которых тренировочные занятия чередовались с днями отдыха.

Первый период начинался в сентябре и включал несколько мезоциклов. Во втягивающем мезоцикле продолжительностью 4 недели использовались средства классической аэробики и кондиционной гимнастики [1, 9].

Структура занятий состояла из 3-5-минутной разминки в пульсовом диапазоне 110-120 уд/мин, аэробной части - 20-25 мин при пульсе 140-150 уд/мин. На упражнения кондиционной гимнастики, направленные на совершенствование общей физической подготовленности, отводилось около 20 мин времени занятия при пульсе 120-130 уд/мин. Заключительную часть составляли элементы аутогенной тренировки и стретчинг.

Базовый мезоцикл (12 недель) по преимущественному содержанию и по особенностям воздействия на динамику тренированности делится на развивающий - 4 недели, ударный тренировочный - 5 недель, стабилизирующий - 3 недели.

В начале развивающего мезоцикла на протяжении 2 недель применялись упражнения системы Пилатеса [3, 12, 13]. В занятия включались общеразвивающие упражнения, которые выполнялись непрерывным методом с плавным переходом от одного к другому без пауз отдыха. В работе были задействованы все основные мышечные группы. Система Пилатеса строилась на следующих принципах:

1. Концентрации внимания - во время упражнений необходимо уделять максимум внимания каждому движению, для того чтобы установить связь между мозгом и телом.

2. Контроля за техникой выполнения движений с акцентом на правильной осанке (выравнивании тела).

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 348
Бесплатно скачать Статья: Здоровьеформирующая технология физического воспитания студенток вуза