Статья: Здоровьесбережение на уроках безопасности жизнедеятельности в начальной школе
Учитель начальных классов
Логачёва Н.В
Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. У детей не формируются умения и навыки здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.
Здоровый образ жизни – это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению, и восстановлению здоровья.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, и где, в силу возрастных психофизических особенностей - чрезвычайная любознательность и эмоциональность. Подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми. Незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и пр.- младшего школьника подстерегает множество опасностей.
Подтверждением этому служат печальные факты гибели и калеченье детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально опасными личностями.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь в ввиду, что не всегда сам ребенок, может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но оттого, как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть и его будущее поведение.
Это говорит о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодического, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Я считаю, что важную роль в этом процессе может сыграть учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» или сокращённо – ОБЖ. Ведь главные цели и задачи курса это:
· Осознание ценности жизни каждого человека как уникального и неповторимого явления и стремление сохранить её в опасных ситуациях;
· Формирование понимания зависимости своей жизни от поведения, здорового образа жизни;
· Развитие умений и навыков, направленных на сохранение жизни, укрепление индивидуального здоровья, привычек здорового образа жизни.
Наша школа работает в режиме эксперимента по теме: «Здоровьесберегающие технологии и охранительные педагогические режимы как основы решения проблемы повышения качества обученности и сохранения здоровья учащихся», и поэтому наши педагоги целенаправленно работают над этой проблемой.
Мониторинг здоровья, проведённый в нашей школе, выявил следующие показатели:
1 место – миопия (19%)
2 место – сколиоз и нарушение осанки (14 %)
3 место – желудочно-кишечный тракт (9,2)
Эти данные показывают, что около 42.2 % детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а также у учащихся не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки:
1. Соблюдение режима дня
2. Умение чередовать умственную и физическую нагрузку
3. Регулярное и рациональное питание
4. Двигательная активность
5. Навыки личной гигиены
6. Достаточный сон.
7. Пребывание на свежем воздухе
Опираясь на изученные литературные источники и данные школы, пришла к выводу, что проблемы по сохранению здоровья учащихся, выработки устойчивой мотивации на здоровый образ жизни- были, есть и будут актуальными для каждого ученика. Идея формирования здорового образа жизни находит своё отражение на уроках ОБЖ. В своей работе я применяю следующие технологии:
· Личностно – ориентированные
· Игровые
· Технологии проблемного обучения
· Развивающие технологии
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--