Статья: Жизненный стиль субъектов правовых отношений

Современное состояние правового развития российского общества все чаще связывается с невниманием к психологическому аспекту данной проблемы. Отмечается, что на фоне происходящих социально-экономических перемен происходит утрата смыслообразующих ценностей в общественном и индивидуальном сознании.

Современная наука все большее внимание начинает уделять психологическим проблемам правового поведения, роли индивидуального фактора в формировании мотивов правовой деятельности (Г. А. Берулава, В. В. Знаков, Е. Н. Казакова, А. Р. Ратинов, О. Д. Ситковская, Д. И. Фельдштейн, С. А. Щербаха и др.).

Психологические аспекты правовой деятельности рассматриваются в значительной степени с позиции социальной психологии, а также с точки зрения психологии личности. В рамках данного направления представлена стилевая тематика, в частности, исследования механизмов правовой активности субъекта в русле исследования стилевых паттернов поведения.

В истории развития психологии стилевые характеристики активности субъекта исследовались, прежде всего, как стилевые свойства когнитивной сферы, аккумулируясь в понятии когнитивного стиля, репрезентирующего индивидуальные процессуальные характеристики отдельных познавательных процессов (А. Адлер, Г. Олпорт, X. Уиткин, Р. Гарднер, Дж. Каган, Г. Келли, М. С. Егорова, И. Н. Козлова, В. А. Колга, Б. Б. Коссов, А. В. Либин, Д. А. Леонтьев, В. С. Мерлин, Л. Н. Собчик, В. А. Толочек, М. А. Холодная, И. П. Шкуратова и другие).

С позиций деятельностного подхода значительный пласт исследований был посвящен проблеме индивидуального стиля деятельности (В. С. Мерлин, Е. А. Климов, Е. П. Ильин, А. И. Палей, К. А. Альбуханова-Славская, В. А. Толочек и другие).

С переходом к личностно-ориентированной парадигме развития личности произошли изменения в методологии анализа стилевых параметров, где объектом исследования выступают уже не отдельные познавательные процессы, а целостная индивидуальность субъекта (Г. А. Берулава, Н. В. Фролова, С. А. Печерская, Т. Я. Решетова, Е. И. Татьянина, Т. Л. Сафонова и другие).

В зарубежной психологии интерес к стилю личности возник в середине нашего столетия в связи с накоплением данных о больших индивидуальных различиях, наблюдавшихся при изучении перцептивных процессов. Такие различия были осознаны как проявление стилевых особенностей личности.

В частности, история развития стилевого направления связана с детальной проработкой таких параметров, как индивидуальное своеобразие жизненного пути личности А. Адлера, теория сценария жизни Э. Берна и К. Стайнера, психология судьбы Л. Зонди, понятие стиля как единого личностного источника многообразных психических проявлений в работах Г. Олпорта. На личностно-социальном уровне представлены стилевые феномены «сфокусированность сознания» (Р. В. Гарднер, Д. Н. Джексон), «допустимость нереалистической информации» (Дж. Каган).

Жизненный стиль - это единство, которое формируется в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве, и основывается на стремлении к цели.

Первоначально в индивидуальной психологии упорное движение к цели обозначалось понятием «жизненный план». Но так как употребление этого термина часто приводило к ошибочному пониманию, позднее стали использовать понятие «жизненный стиль».

Стиль жизни - это индивидуальность, которая выражается и формируется в определенном окружении. Пока человек находится в благоприятной ситуации, нельзя сделать заключение о его стиле жизни со всей определенностью. Однако в новых ситуациях, когда человек сталкивается с трудностями, стиль жизни вырисовывается ясно и отчетливо.

Благодаря основной тенденции сегодняшней науки к целостному изучению явлений, понятие стиля как целостной психологической характеристики очень широко применяется в современных исследованиях. Но именно из-за этого оно приобрело расплывчатый смысл.

Впервые понятие «стиль» было использовано А. Адлером (1956) для объяснения индивидуального своеобразия жизненного пути личности. Индивидуальные дефекты в организме и психике, а также дефекты социальных взаимоотношений ребенка в семье и вне ее создают почву для постоянного возникновения угрозы пониженной или отрицательной социальной оценки. Поэтому с раннего детства вырабатывается особая индивидуальная стратегия и тактика поведения, при помощи которой человек защищается от сознания своей неполноценности и стремится достичь доминирования. Эта общая стратегия и характеризует индивидуальный стиль жизни. Таким образом, для объяснения жизненного пути личности А. Адлер прибегает к понятию стиля как характеристики системы целей, которые ставит перед собой человек, защищая свою социальную полноценность.

Понятия жизненного пути и жизненного сценария являются важными в теории трансакционного анализа. Каждый человек еще в детстве часто бессознательно думает о своей будущей жизни, прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Сценарий - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Э. Берн разграничивает понятия жизненного пути и жизненного сценария человека. Он утверждает, что жизненный путь - это то, что происходит в действительности.

Леопольд Зонди (1947) понятие «судьба» рассматривал в качестве центра своей психологии, найдя в нем самое подходящее выражение, которое охватывает все, что касается человеческой жизни. Человек здесь рассматривается как существо, которое, хотя и подвергалось с самого начала своей жизни определенному принуждению, но по мере возрастания зрелости получает шанс выбирать, исходя из своих возможностей, и тем самым реализовывать свою свободу, проявляя свой индивидуальный стиль. Поэтому судьба может быть навязанной или свободной.

В современной психологии, начиная с Г. Олпорта (1897 - 1967), понятие стиля применяется для объяснения единого личностного источника многообразных функциональных психических проявлений. Г. Олпорт под стилем понимает черты личности «инструментального порядка». Вместе с тем к стилевым чертам Г. Олпорт относит те способы и средства, при помощи которых личность осуществляет свои цели и мотивы, то есть определенные операции. Так, в числе стилевых свойств автор называет вежливость и разговорчивость, постоянство и решительность. Таким образом, Г. Олпорт не различает индивидуальные операции, при помощи которых удовлетворяются мотивы, и те функционально-динамические особенности, которыми обусловлены эти операции.

Взгляды Г. Олпорта оказали влияние на дальнейшее развитие понятия стиля в американской психологии.

Р. Стагнер под стилем понимает личностно обусловленные обобщающие схемы перцептивных актов и форм реагирования. Перцептивные стили, в отличие от функциональных качественных особенностей восприятия (острота, точность, объем), представляют собой обобщенные схемы соотнесения образов. Поэтому их следует рассматривать как перцептивные операции. Как и у Г. Олпорта, индивидуальные перцептивные стили Р. Стагнера -это инструментальные индивидуальные свойства, характеризующие операции, которые использует личность для удовлетворения мотивов.

Таким образом, в западной психологии существует по крайней мере два различных понимания стиля: стиль как характеристика индивидуальной стратегии системы промежуточных целей (А. Адлер и др.) и стиль как характеристика системы операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств (Г. Олпорт, Р. Стагнер и др.). Наряду с указанным различием есть и нечто общее в изложенных концепциях. Под стилем в них всегда понимается характеристика личности. Стилевые свойства - это особый класс свойств личности, отличный от другого класса - нестилевых свойств (например, у Г. Олпорта).

Вплоть до настоящего времени стилевые характеристики становятся предметом теоретических изысканий и многочисленных экспериментальных исследований, ведущихся в зарубежной, преимущественно американской, психологии на методологической основе когнитивистского (Дж. Брунер, Г. Титкин, С. Клейн, Ч. Нозал) и персонологического (А. Адлер, Дж. Ройс) подходов.

Наиболее полное рассмотрение проблемы стилевых феноменов в отечественной психологической науке представлено работами Е. А. Климова (1959, 1963, 1968) и В. С. Мерлина (1959, 1960, 1976), которые придали им концептуальное содержание.

В 70-е годы В. С. Мерлиным была разработана теория интегральной индивидуальности, предполагавшая необходимость целостной характеристики индивидуальных свойств человека. Он положил начало представлениям о системообразующей и интегративной функциях индивидуального стиля по отношению к личности.

Дальнейшее развитие изучения стилевых характеристик деятельности привело к тому, что изменились взгляды на индивидуальный стиль деятельности как на исключительно адаптивное образование.

В настоящее время наметилась тенденция перехода общества к гуманистической парадигме, и проблема индивидуальности вызывает неподдельный интерес к себе, и особенно её стилевые параметры с точки зрения того, что индивидуально выделяемые параметры преломляются у каждого человека и проявляются в индивидуальных способах познания мира. Каждый человек познает окружающий мир в зависимости от присущих только ему индивидуальных способов и особенностей восприятия окружающего мира, в зависимости от доминирующих репрезентативных систем переработки информации, придавая особое значение одним явлениям и игнорируя другие. Такого рода индивидуальная избирательность по отношению к окружающей действительности создает базу, которая формирует разных, по-своему неповторимых личностей в одинаковых условиях существования.

Взгляд на стилевую сферу как особое психологическое образование в структуре индивидуальности, имеющее свои специфические функции, дает возможность сформулировать гипотезу о статусе стиля человека, реализующегося в двух аспектах, внутреннем - через систему сопряженности индивидуально-психологических параметров, и внешнем - в форме различных типов взаимодействия индивидуума со средой. Последний аспект имеет особое значение при рассмотрении правового поведения личности и взаимодействия субъектов права между собой.

Стилевые свойства выступают как механизм сопряжения «формальных» и «содержательных» характеристик индивидуальности, образуя особую инвариантную психологическую структуру. Природа стиля в этом случае определяется спецификой соотношения психологических параметров близлежащих подструктур индивидуальности.

Исследуя стиль личности, В. Н. Дружинин (2000) определяет его как некоторый признак, который характеризует взаимодействие личности и ситуации, выражаемой в формальных, структурных способах описания, и по своему статусу соответствует понятию психологических свойств, черт, которые определяют и показывают взаимодействие человека и среды.

В целом традиционным для отечественных исследователей стало понимание стиля как типологически обусловленной индивидуально-своеобразной устойчивой системы способов выполнения того или иного вида деятельности. Исследование стилевых параметров личности осуществлялось с позиций деятельностного подхода, в рамках которого индивидуальность изучалась в процессе порождающей её трудовой активности. Изучаемые параметры в большей мере характеризовали предпочитаемую субъектом стратегию выполнения деятельности, которая ставилась в зависимость от психических закономерностей и порождающих их факторов, а также определялась сознанием и рационально поставленной целью.

Таким образом, в работах отечественных учёных изучение отдельных сторон проявления стилевых феноменов человека активно ведется, начиная с 1970-х годов, на методологической основе, включающей элементы деятельностной парадигмы А. Н. Леонтьева, концепции интегральной индивидуальности В. С. Мерлина и типологического подхода к анализу свойств нервной системы, разрабатываемого в школе Б. М. Теплова - В. Д. Небылицына. Основные результаты этих исследований отличаются разнообразием - выявлены природные формирующие факторы стиля (свойства нервной системы и темперамент), разработаны представления о статусе стиля в структуре свойств индивидуальности и специфике объективных условий его проявления, дополнен новыми параметрами список изучаемых стилевых характеристик.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 116
Бесплатно скачать Статья: Жизненный стиль субъектов правовых отношений