Статья: Знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными: однородные придаточные.
В сложноподчиненном предложении (СПП) может быть две части – одна главная, другая зависимая, придаточная. В этом случае сама постановка запятой проблем не вызывает, сложность здесь иного рода – способен ли пишущий увидеть, что его предложение сложное, состоит из двух частей. Другого рода сложности возникают при постановке знаков препинания в СПП, где к одной главной части относится несколько придаточных. Можно говорить о трех типах соединения придаточных частей с главной.
1. Все придаточные присоединяются к главной части, при этом между придаточными связи нет. Это неоднородное подчинение. Если выпадет снег, мы пойдем гулять, чтобы поиграть в снежки.
2. Все придаточные относятся к главной части, при этом являются однотипными, связаны между собой, относятся одному и тому же слову или одинаково характеризуют главную часть. Это однородное подчинение. Этой зимой все мечтают, когда же выпадет снег и люди смогут покататься на лыжах.
3. К главной части относится только первое из придаточных, остальные "по цепочке" связаны между собой. Это последовательное подчинение. Я расстроился, потому что услышал, что завтра опять будет идти дождь.
В данной работе мы хотели бы повторить правила расстановки знаков препинания в предложениях с однородными придаточными частями. Трудность для многих школьников заключается в том, что, научившись "считать" части СПП и ставить запятую на границе частей, они забывают следить за типом объединения придаточных частей с главной и между собой.
Между однородными придаточными частями знаки препинания ставят, используя правило расстановки запятых между однородными членами предложения [1] . Это означает, что:
1. Если части не соединены союзом, запятая ставится: Звери в лесу рассказывали друг другу, что у лисички избушка ледяная, что она растает с первыми лучами солнца, что тогда лисичка съест соседа и переберется к нему в дом.
2. Если две однородные части соединены неповторяющимся соединительным или разделительным союзом, то между частями запятая не ставится: Добрый и глупый заяц надеялся, что за зиму они с лисой подружатся и что она уже не захочет есть ближайшего соседа и лучшего друга.
3. Если однородные части соединены повторяющимися союзами, перед каждой частью ставится запятая: Лиса мечтала, как она съест соседа, и как переберется в его добротную избушку, и как пригласит на новоселье всех подруг.
Несложное в своей формулировке правило создает, оказывается, массу проблем для пишущего. Дело в том, что часто школьники не способны увидеть однородности придаточных частей, не могут определить, как именно придаточные части характеризуют главную, к какому слову в ней относятся.
Для работы над правилом необходимо определять главную часть и обязательно задавать от нее вопрос для определения типа придаточных. Опираясь на собственный опыт, мы бы посоветовали начать работу с таких СПП, придаточные которых относятся к обстоятельственным типам (времени, причины, условия), но не с придаточных изъяснительных, однородность которых ряду школьников бывает труднее установить.
Однородность таких придаточных определяется тем, что они отвечают на один вопрос и вводятся одним и тем же союзным средством. У последнего в ряду придаточного союзное средство может быть опущено, но легко восстанавливается: Лиса съела зайчика (когда?), когда наступила весна и [когда] её домик растаял.
Задание 1. Найти главную часть, определить тип придаточных, расставить знаки препинания.
1. Мы сможем поехать на праздники домой если (во)время сдадим все зачеты если первый экзамен назначат не раньше 9 января и если нам выдадут ст…пендию.
2. Когда наступает время экзаменов и студенты заполняют библиотеки молоденькие библиотекарши пр…хорашиваются и стараются пр…нарядиться.
3. Сережа отрастил усы чтобы казаться старше своих лет и чтобы люди считали его студентом а не школьником.
4. Если я не сдам экзамены или мне поставят одни "тройки" мои родители будут расстроен…ы.
5. Студенты не едут на каникулы кататься на лыжах так как стоит аномально теплая погода и снега почти во всей Европе нет.
6. Онегину быстро наскучила деревня так как экономические реформы его не интересуют охоту он любит а красотой природы восхищаться не способен[2] .
7. Если бы Евгений жизнь домашним кругом ограничить захотел и если бы он раньше разглядел глубину натуры Татьяны то в конце романа его ждал бы счастливый удел.
8. Чтобы дочь общалась в приличном с точки зрения отца обществе и чтобы нашла себе достойного жениха Фамусов устраивает дома балы.
9. Мцыри мечтает о жизни там где нет монастырских стен и жесткого расписания дня где дыш…т…ся воздухом свободы где люди вольны как орлы.
10. Печорин ухаживает за Мери чтобы досадить Грушницкому и чтобы в очередной раз убедит…ся в своей способности оч…ровать любую девушку.
11. "Мертвые души" - поэма так как в ней присутствует (Л,л)ирический герой и так как многочисленные (Л,л)ирические отступления создают помимо приключенческого сюжета свою собственную тему.
12. Когда князь Андрей слышит диалог Наташи и Сони и когда утром следу…щего дня обнаруживает что старый дуб опять зазеленел в его сознании совершается переворот.
Однородность придаточных изъяснительных определить сложнее. Во-первых, не все школьники помнят, что придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы, поэтому задают вопрос к союзному средству, вводящему придаточное. К примеру, в предложении "Я спросил, почему он здесь" вопрос "о чем?" подменяется вопросом "зачем". Поэтому первая задача преподавателя – научить задавать вопрос. Во-вторых, однородные придаточные изъяснительные могут вводиться разными союзными средствами, например: "Я спросил, кто он и что он здесь делает". Для синтаксических разборов и построений схем дополнительную сложность создают неполные придаточные изъяснительные, когда несколько частей в ряду однородных представлены лишь одним союзным средством: "Я не знаю, кто, как, зачем и почему это сделал". В последнем примере перед нами 4 однородных придаточных, три из которых неполные.
Задание 2. Найдите однородные придаточные изъяснительные, расставьте знаки препинания.
1. Многие не понимают за(чем) надо учиться и по(чему) необходимо получить хорошее образование.
2. Он не предупредил нас что уезжает отдыхать и не сможет присутствовать на корпоративной вечеринке и что вернется на работу только в новом году.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--