Учебное пособие: Формирование музыкального восприятия у младших школьников
1. Урок музыки. 4 класс
Раздел: "День, полный событий". Тема: "Что за прелесть эти сказки!" Три чуда. Дидактическая цель: целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе; расширить представления учащихся о связи музыки с жизнью, изобразительности и выразительности музыки на примере творчества А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова. Задачи:
- Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;
- Познакомить учащихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова ("Сказка о царе Салтане");
- Вызвать эмоциональный отклик на музыку Н.А.Римского-Корсакова;
- Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран (для презентации к уроку);
- раздаточный материал (2 варианта текста из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане", задание для слушания музыкального фрагмента "Три чуда", тест "Проверь себя") для работы в парах и самостоятельной индивидуальной работы.
Примерный ход урока:
1. Организационный момент.
· Вход в класс под музыку. Песня "В гостях у сказки"
· Музыкальное приветствие.
2. Актуализация знаний
- Я очень рада вас видеть, и думаю, что музыка, под которую вы вошли в класс, помогла нам настроиться на встречу…со сказками.
- А точнее, мы продолжим разговор о творчестве великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина. И сегодня мы откроем страничку, посвященную сказкам Пушкина, которые вдохновили композиторов на создание своих прекрасных музыкальных сочинений.
- "Что за прелесть эти сказки!" - так называется наша встреча.
- Расскажите, что вы знаете о гениальном поэте А.С.Пушкине?
- Какое время года очень любил поэт?
- Что называл поэт приютом спокойствия и вдохновенья?
- Да, именно в селе Михайловском появились его замечательные лирические стихотворения.
- Послушайте музыку, узнаете ли вы ее?
· П.И.Чайковский "Осенняя песнь" - слушание.
- Назовите это произведение. Кто его композитор?
- Как вы думаете, можно ли это произведение назвать лирическим? Почему? (Можно, слушая его, представляешь картину природы, звучит оно задумчиво, спокойно, тихо, напевно)
- Какие строки из стихотворения А.С.Пушкина созвучны произведению Чайковского?
- Прочитаем эти строки выразительно. (Музыка "Осенняя песнь")
- Стихотворение А.С.Пушкина можно назвать лирическим? Почему?
Итак: Как вы поняли, что значит лирика в поэзии и музыке? (Слайд)
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--