Учебное пособие: Грамматика эволюции человека

Эволюция человека... Что ее направляет и куда она движется? Правильнее, однако, говорить об эволюции не человека, а человечества. Ибо отдельная особь, как известно, не эволюционирует: эволюционирует популяция особей, то есть биологический вид. А особь - это временный сосуд для хранения генофонда популяции. И эволюция, по сути, есть процесс, который одним таким сосудам (в данный момент времени - хорошим) способствует в передаче эстафеты жизни, а другим - нет. И весь вопрос в том, что именно означает свойство "хороший".

Самый первый ответ: это самые крепкие и надежные "сосуды", которые в процессе хранения и передачи золотого фонда наследственной информации делают это наилучшим образом. Формально именно так. Сей эволюционный принцип называется преимущественным размножением наиболее жизнеспособных. Именно такие особи оставляют наибольшее число потомков. А естественный отбор выбирает из них самых лучших.

Но что правильно для животных, то не всегда верно для человека (хотя, если формально, он животное тоже). С повышением в некоторых обществах, или субпопуляциях, качества жизни и уровня здравоохранения успешно размножаться стали не только физически самые сильные, но и те, кто в прежние эпохи так и не успевал дожить до возраста, когда мог оставить потомство, или, если доживал, все-таки не мог успешно конкурировать за партнершу.

Теперь общеизвестное. Численность популяции зависит от рождаемости, выживаемости и длительности жизни (смертности) ее особей. Так? Конечно. А если не об особях, а о членах - то есть о представителях популяций человека? Тут возникли свои эволюционные особенности. Чем выше уровень жизни, тем ниже рождаемость, выше выживаемость и выше средний возраст (продолжительность жизни). И наоборот: чем ниже экономический статус общества, тем выше рождаемость, ниже выживаемость и короче длительность жизни. (Случается, к сожалению, и другой вариант, отраженный в черном юморе анекдота времен начала российских реформ: "Мы будем жить хуже, но зато недолго". То есть это ситуация, когда с развалом хоть какой-то экономики понижается и рождаемость, и длительность жизни.) Но в целом можно констатировать: в современных человеческих обществах эволюция зависит не столько от естественного отбора факторами природной среды, сколько от социально-экономических условий, которые, в свою очередь, во многом опосредованы национальными (этническими) особенностями, психологией, традициями - в общем, менталитетом.

Наверное, для человечества было бы хорошо, чтобы умные, честные и работящие размножались интенсивнее, чем те, которые отмеченными качествами не обладают. Да, чудесная мечта. Но посмотрим, что, скажем, у приматов. Тут преимущественное право оставлять потомство имеет вожак. Он самый сильный, опытный и по-своему справедливый. И эти достоинства он должен подтверждать каждый год, когда наступает период брачных турниров. Вот это и есть вторая форма движущей силы эволюции - половой отбор. Он действуют после естественного. Самцы жестоко конкурируют между собой за право передать свои высококачественные гены наибольшему количеству самок. Так будет лучше для вида.

Что касается людских сообществ, то и в третьем тысячелетии существуют страны, где мужчина может иметь столько жен, сколько может прокормить, одеть и обуть. Количество детей в таких ситуациях достигает многих десятков. Связана ли способность прокормить своих многих жен с умом, честностью и работоспособностью мужчины? Оставим ответ на этот вопрос для женщин - им виднее. Но независимо от того, как они ответят (хотя и понятно, что вряд ли по-честному), нам уже ясно: разные субпопуляции Homo sapiens эволюционируют по-разному. Вот это - ключевой момент!

Действительно, как обстоит дело в тех сообществах, где многоженство запрещено? У кого здесь больше детей? У умных или у остальных? Подсчитать количество детей на брачную пару, в общем, несложно - трудней определить интеллект. И действительно, методики определения коэффициента интеллектуальности (будем впредь называть его сокращенно КИ; по-английски это всем известный IQ) и психологических особенностей вызывают много дискуссий. Например, отдельные специалисты говорят, что такие методики, разработанные в Западной Европе и США, основаны на культурных и экономических реалиях этих стран и поэтому неприменимы, скажем, в России. Ну, что до "неприменимы", это, конечно, слишком, но нюансы есть. Как-то раз я с коллегами проходил тестирование по одной американской компьютеризированной программе. В итоге некоторые из моих вполне добропорядочных коллег оказались типами "с параноидально-уголовными наклонностями". А я - нет. На вопрос: "Доверяете ли вы милиции?" (в подлиннике, разумеется, было "полиции") я прикинулся американцем и соврал. То есть ответил "да". А они ответили по-нашенски, то есть, понятно, "нет". Хотя бы на этом анекдотичном примере социо-культурную разницу между субпопуляциями "запад" - "восток" улавливаете?

Еще одна проблема - это адекватность выборки: как именно подбирать группы людей для изучения их умственных и психологических характеристик? Случайно, или по сходному возрасту, или по одинаковому годовому доходу? Несмотря на эти серьезные трудности, в развитых странах методики тестирования интеллекта и психологических характеристик постоянно улучшаются, а приемы их статистической обработки совершенствуются. И результаты исследований, в том числе и те, которые касаются генетических основ интеллектуальных и психологических характеристик, публикуются в серьезных академических журналах - таких, как "Behavioural Genetics", "Human Genetics", "Journal of Personality and Social Psychology" и других. Поэтому все, что будет написано ниже, относится к обобщению именно таких результатов, полученных в развитых странах; что касается бывшего СССР и нынешней России, то тут вопрос КИ ее многочисленного и этнически различного населения очень больной и тяжелый.

У вейсманистов-морганистов дети похожи на родителей,

а у лысенковцев - на окружающую среду.

Хорошо известный факт

Итак, что зависит от генов? И какие именно гены, определяющие интеллект и особенности психики, предпочтительно передаются детям и внукам?

Есть в генетике поведения новое направление, которое так и называется: genetics of personality (генетика личностных характеристик). Оно изучает влияние генов и окружающей среды на три основные группы поведенческих особенностей людей, а имено: на познавательные (когнитивные) способности, на психологические черты личности и на психопатологию.

Ну, например, как вы считаете, чем именно, генами или средой, определяются: неугомонная активность и равнодушная пассивность, мнительность и тревожность, экстравертность и интровертность, самостоятельность и зависимость, интеллектуальность, политические предпочтения (консерватор, либерал, радикал), отношение к смертной казни (за или против), музыкальные предпочтения (классическая музыка, легкая или электронная), желаемый вид отпуска (альпинизм, пляж, Лувр или огород), сексуальность, альтруизм и агрессивность, патологическая азартность (простите, Федор Михайлович!), алкоголизм (Веничка, извини!), маниакально-депрессивный психоз и шизофрения (да будет вам земля пухом, великие Ван Гог и Кондинский!), криминальное поведение (тут о персоналиях, тоже всемирно известных, промолчу)?

На такие поистине крайние вопросы могут ответить только исследования на близнецах - монозиготных (они происходят из одной яйцеклетки и имеют одинаковые гены) и дизиготных (из разных яйцеклеток; гены тут и одинаковые, и разные), причем близнецах, которые росли вместе со своими родителями (то есть в условиях одинаковой среды) и близнецах, с раннего детства разлученных (росли с приемными родителями). Таких близнецовых пар во всем мире изучено уже много тысяч, поэтому результаты исследований статистически достоверны. И оказалось вот что: по всем перечисленным нами выше признакам монозиготные близнецы сходны друг с другом и со своими биологическими родителями вне зависимости от того, где и как они росли; а дизиготные близнецы менее сходны друг с другом, но куда более чаще совпадают по психологическим характеристикам со своими биологическими родителями, чем с приемными.

Это значит, что перечисленные поведенческие признаки в большей степени определяются генами, а не влиянием окружающей среды. Более того, при исследовании закономерностей развития поведенческих характеристик близнецов, начиная от их рождения и до 15-летнего возраста, был сделан такой вывод: развитие поведения управляется генетической программой - аналогично тому, как и биологическое развитие.

А как же семья, школа и улица? Да, никто не спорит, это тоже важно. Но... но вот такой образ: гены - это уже отснятое изображение на фотопленке, а среда - качество проявителя и условия проявления; меняя проявитель и условия проявления, можно изображение или улучшить, или вообще погубить, но превратить козла в ягненка, а агнца во льва - ну никак невозможно!

А как же культурное наследие? Способность его воспринимать, использовать и улучшать (или, увы, уничтожать) также зависит от генов. Вот друзья моего детства: Витюша сейчас в третьей ходке, Игорь публикует стихи в "Новом мире", Марик играет на бирже в Нью-Йорке, а я вот нынче пишу для вас. И у всех у нас было одно наследство - Достоевский, Чехов, Мандельштам, а также Ежов, Лысенко, Хрущев.

Ну а что касается значений КИ, то многочисленные исследования подтверждают, что и они в значительной степени определяются генами. Распределение значений КИ в популяциях - непрерывно (рис. 1); это говорит о том, что интеллект формируется под контролем многих генов. По разным оценкам, таких генов минимум двадцать два, а в среднем около ста.

Есть данные о том, что у представителей разных рас и национальностей, живущих в одной и той же культурно-экономической среде (такие исследования проводились в США и в Западной Европе), значения КИ существенно различаются. Разумеется, обсуждение этих результатов если и должно проводиться публично, то только на основе политической корректности и исходя из принципов Декларации прав человека.

Рис.1. Распределение значений КИ в популяции. По оси Y - % в популяции, по оси Х - значения КИ.

Браки заключаются на небесах.

Истина в последней инстанции

Итак, поскольку поведенческие признаки определяются генами, то какие именно гены преимущественно передаются потомкам, если эволюция человека действительно происходит? И как именно передаются - за счет каких популяционных закономерностей?

Впрочем, можно поставить вопрос и по-другому: по вашему мнению, люди женятся (выходят замуж) с учетом своих генетических характеристик или как?

Посмотрим, что говорят факты.

Существует ли связь между КИ родителей и числом детей в семье? Как мы уже говорили, хочется верить, что для будущего человечества было бы лучше, если бы более умные члены популяции размножались интенсивнее, то есть имели большее число детей. Но действительно ли высокие значения КИ полезны для общества в целом? Если да, то люди с такими значениями КИ должны продвигаться по ступеням социально-экономической лестницы вверх, а с менее высокими или низкими значениями - вниз. Так?

Оказалось, именно так (по крайней мере, в США, где проводились эти исследования). Если КИ у сыновей был выше, чем у отцов, то они, эти сыновья, достигали больших карьерных высот, чем их отцы. И наоборот: если КИ сыновей оказывался ниже родительских, то такие сыновья занимали более низкие ступени на социальной лестнице по сравнению с их отцами. Значит, различия в умственных способностях, которые, как говорилось, в значительной степени определяются генами, приводят к социальной дифференциации популяции. (Заметим: в кастовых и/или тоталитарных обществах такое в принципе недопустимо.)

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 184
Бесплатно скачать Учебное пособие: Грамматика эволюции человека