Учебное пособие: Индивидуальные субъекты административного права
Вступительная часть
1. Понятие и классификация индивидуальных субъектов административного права.
2. Основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации.
3. Гарантии прав граждан в сфере государственного управления.
4. Административно-правовой статус иностранных граждан и иных физических лиц (изучается слушателями самостоятельно).
Заключительная часть
Литература:
I. Основная
1. Конституция Российской Федерации. -М., 1993, гл. гл. 4,6,8.
2. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. Часть 1. -М., 1996, с.67-79.
3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Учебник. -М., 1996, с. 122-163; 1997, с. 128-173.
4. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. Учебник. -М., 1996, с.42-53.
5. Овсянко Д.М. Административное право. Учебное пособие. -М., 1995, с.39-48.
6. Агапов А.Б. Федеральное административное право России. Курс лекций. -М., 1997, с.50-53.
1. Коренев А.П., Богатов Д.Ф. Административное право. Альбом схем. -М., 1996, с. 21-23.
II. Дополнительная
1. Закон РСФСР от 28 ноября 1991 г. “О гражданстве Российской Федерации” В ред от 06.02.1995г.. //Ведомости, 1992, №6, ст.243.с изм.
2. Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”. //Ведомости, 1993, №19, ст.685; СЗ, 1995, №51, ст.4970.
3. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. “О воинской обязанности и военной службе”. //СЗ, 1998, №13, ст.1475 с изм.
4. Федеральный закон от 18 июля 1986 г. “О порядке выезда из РФ и въезда в РФ”. //СЗ, 1996, №34, ст.4029.
5. Обращения граждан: организация и порядок рассмотрения. Сборник нормативных актов. -М., 1994.
6. Карташов Н.Н. Краткая энциклопедия основных понятий и категорий административно-правовых дисциплин. - Орел, 1997.
Введение
Тема “Индивидуальные субъекты административного права” открывает большой раздел административного права, в котором в течение нескольких лекций будет рассмотрен административно-правовой статус субъектов административных правоотношений. Следует иметь в виду, что административно-правовой статус субъектов административного права производен от конституционно и гражданско-правовых статусов субъектов управленческих правоотношений. При этом административно-правовой статус понимается как правовое положение субъекта в сфере государственного управления. Он имеет собственную структуру и состоит из нескольких элементов. К элементам административно-правового статуса чаще всего относят: правоспособность, дееспособность, права, обязанности, ответственность, гарантии, льготы. Используются и такие понятия как правосубъектность, компетенция ,полномочия и другие. По ходу лекции, в какой мере эти понятия применимы для определения административно-правового статуса различных субъектов , и индивидуальных субъектов прежде всего. Очевидно, что для уяснения содержания учебных вопросов лекции необходимо использовать знания, полученные при изучении иных учебных дисциплин. В первую очередь - теории государства и права. Учебная цель лекции – сформировать комплекс знаний об основах административно-правового статуса индивидуальных субъектов административного права.
Вопрос 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНДИВИДУАЛНЫХ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Под субъектом административного права понимается физические лица и коллективные образования, имеющие права и обязанности в сфере государственного управления (схема 2). Все субъекты административного права принято классифицировать на две группы: индивидуальные субъекты и коллективные субъекты (схема 3).
Под индивидуальными субъектами понимаются физические лица, к которым относят граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, с двойным гражданством и лиц, имеющих переходные статусы беженцев и вынужденных переселенцев. К данной группе также относят государственных и иных служащих. К коллективным субъектам относятся органы государства, предприятия, учреждения, общественные и иные организации. Они могут иметь, а могут не иметь статус юридического лица.
Под физическим лицом понимается человек как биологическое существо. Юридическое значение понятие физического лица имеет постольку, поскольку оно соединяется с особенностями его правоспособности, учитывающей положение человека как социального индивидуума, как первоначального субъекта всего многообразия социальных отношений. В юридическом смысле слова под физическими лицами понимаются граждане и лица без гражданства. Гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин — с соответствующим зарубежным государством, а лица без гражданства не имеют таковой связи ни с одним из государств.
Особую категорию субъектов административного права образуют физические лица, общегражданский статус которых одновременно сочетается с особенностями правового положения тех или иных индивидов, определяемыми их служебным статусом, выполнением специфических социальных функций и другими обстоятельствами. В подобных случаях административная правосубъектность физического лица как обычного гражданина и его правоспособность в части, связанной со спецификой его статуса, не совпадают. Они дифференцируются в законодательстве. Например, законодательство об административных правонарушениях субъектами одних и тех же правонарушений признает одновременно граждан и должностных лиц. Законодательство об основах организации государственной службы в Российской Федерации, в частности, формирует административную правосубъектность государственных служащих как таковых, а не как граждан.
Субъекты административного права имеют собственный административно-правовой статус, состоящий из нескольких элементов (схема 4)
Вопрос 2. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гражданин Российской Федерации (далее по тексту - гражданин) — приоритетный субъект административного права. Ибо в структуре публичного интереса, выражае мого данной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свобод гражданина. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются судом (ст. 18 Конституции РФ). Конституционный принцип приоритета прав и свобод гражданина положен в основу государственной службы, получивший специальное закрепление в федеральном законе от 5 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации». С точки зрения этой концепции административное право должно быть нацелено на осуществление прав и свобод граждан и всемерное укрепление их административно-правовых гарантий.
Поэтому ошибочным будет признание основным субъектом административного права органов государственного управления и местного самоуправления, поскольку это не только не согласуется с действующим законодательством, но и порочно в мировоззренческом и методологическом отношениях.
Государство может быть сильным, а его управление эффективным, если оно имеет социальным фундаментом доверие граждан, их заинтересованность в государственных делах. Административное право должно содействовать осуществлению формулы: обеспечение инте ресов государства через интересы каждого гражданина и общества в целом. Надо признать, что государство существует для гражданина, общества, а не наоборот.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--