Учебное пособие: Информация о товаре
Содержание
1. Понятие о товарной информации
2. Требования к товарной информации
3. Виды информации о товаре
4. Формы информации о товаре
5. Средства товарной информации
Использованная литература
1. Понятие о товарной информации
Товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности.
Первичные источники товарной информации – производители. Производственную информацию может дополнять продавец.
Правовую основу информационного обеспечения потребителейсоставляют следующие законы: "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", "Об информации, информатизации и защите информации", "О рекламе".Кроме того, в Роскомторге разработан проект Федерального Закона "Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг". Федеральный закон "О товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров" регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.
25 января 1995 г. был принят Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", который регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов в информационных процессах и информатизации.В законе определены основные направления государственной политики в сфере информатизации. Одно из этих направлений - создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов".
Федеральный закон "Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг"регулирует "отношения между изготовителями (исполнителями), продавцами и потребителями в области торговой и производственной упаковки и маркировки потребительских товаров", устанавливает права потребителей на получение достоверной информации о реализуемых товарах с помощью маркировки, опреют требования к производственной упаковке и маркировке потребительских товаров для обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителя и окружающей среды.
2. Требования к товарной информации
Можно сформулировать следующие основные требования, предъявляемые к товарной информации: достоверность, доступность, достаточность.
1. Достоверность предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей в заблуждение.
2. Доступность. Это требование связано с принципом информационной открытости сведений о товаре, затрагивающих интересы потребителей для всех пользователей. Доступность состоит из трёх составляющих: языковой доступности, востребованности и понятности.
Языковая доступность, т.е. информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен. Языковая доступность в Федеральном законе "Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг" конкретизируется следующим образом: "Маркировка отечественных и импортных товаров, лекарственных средств должна быть на русском языке".
Востребованность — предоставление необходимой информации по требованию потребителя.
Понятность — использование общепринятых и (или) стандарти-трованных понятий, терминов, условных обозначений (символов), а также возможность их определения или расшифровки.
3. Достаточность информации — может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает представление как неполной, так и излишней информации.
Неполная информация - это отсутствие определенных сведний о товаре. Зачастую неполная информация обусловливает ее недостоверность. Например, на российском потребительском рынке очень часто встречаются товары, произведенные совместными предприятиями в России или странах ближнего зарубежья, без указания страны происхождения или наименования изготовителя. Эта неполная информация одновременно является и недостоверной, а товары, выдаваемые за импортные из стран дальнего зарубежья, -фальсифицированными.
Излишняя информация — это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интерес для ее потребителей.
3. Виды информации о товаре
Среди общего массива товарной информации выделяют основополагающую, коммерческую и потребительскую товарную информацию.
Основополагающая товарная информация, объединяющая в себе основные сведения о товаре, предназначена для всех субъектов рынка с фиксацией наименований товаров, сортов, масс брутто, нетто, дат выпуска, наименования изготовителей, сроков хранения или годности, способов использования.
Коммерческая товарная информация, включающая сведения о товаре, дополняет основную информацию и предназначена для поставщиков, посредников, продавцов, но малодоступна потребителям. Это данные о предприятии- изготовителе, посреднике, нормативные документы о качестве, ассортиментные номера по ОКП (общероссийскому классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции), товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, а также порядковые номера по ОКПО (общероссийскому классификатору предприятий и организаций), другие условные обозначения.
Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды от применения конкретного товара и адресованные потребителям. В информации представлены потребительская ценность товара, состав, функциональное назначение, способы использования и эксплуатации, безопасность применения и потребления, надежность.
4. Формы информации о товаре
Существует пять основных форм информации о товаре: словесная, цифровая, изобразительная, символическая и штриховая.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--