Учебное пособие: Интеллектуальные элиты и их роль в современной элитной конфигурации
1. Понятие «Интеллектуальная элита».
2. Состав интеллектуальной элиты.
3. Проблемы современной интеллектуальной элиты.
4. Роль интеллектуальной элиты в современной конфигурации элит.
1. Понятие «Интеллектуальная элита».
Говоря об элите, следует прежде всего определить, какая социальная группа в данном случае имеется в виду. В отношении к рассматриваемой проблеме главным признаком для отнесения к рассматриваемой категории, помимо общности религиозных ценностей, является интеллектуализм, то есть наличие определенного культурного багажа, позволяющего иметь более или менее цельное мировосприятие, при котором отдельные культурные, в том числе политические феномены не воспринимаются автономно друг от друга на уровне символов, но увязываются в сознании индивидуума в рамках единой логически непротиворечивой картины мира.
Элита всегда существовала в разных обществах. Сам этот термин ввел известный итальянский социолог В. Парето, который всех разделил на «лучших» и «нелучших» в любой области деятельности.
Понятийный аппарат, методология и данные исследования
Также под "интеллектуальной элитой" подразумевается социологическая категория, включающая в себя:
а) официально действующих интеллектуалов-политиков, находящихся или находившихся непосредственно у власти
б) официальных советников, экспертов, консультантов, идеологов, находящихся при политической элите, но не входящих в нее
Эти две подгруппы являются наиболее ярко выраженными коммуникаторами официального дискурса. Подчеркну, что рассматривается интеллектуальная, а не политическая элита, так как именно первая группа (в соответствии со своими социальными характеристиками) является основным создателем и распространителем идей, знаний, оценок.
Основными характеристиками элит являются функциональные, позиционные, корпоративные и номенклатурные признаки, в частности, их способность контролировать распределение ресурсов (финансовых, информационных, административных и т.д.). Качественные различия между элитой и обществом, например, особые ценностные установки или образ мышления, незначительны. Таким образом, термин "элита" не несет в себе никаких оценок. Он означает лишь то, что данная группа интеллектуалов входит в правящую политическую элиту или обслуживает ее. Такая интеллектуальная элита может выражать и общественное мнение, если политическая элита делает ей соответствующий заказ для обеспечения своей легитимизации.
"Интеллектуальная элита", однако далеко не всегда он используется с должной степенью рефлексии, как правило, служа простым синонимом к понятиям "высокообразованные", "высококультурные", "интеллигенция" или "эрудиты" и употребляясь в весьма различных контекстах, вне сколько-нибудь определенных смысловых рамок. Между тем, абсолютно ясно, что без введения любого понятия в хотя бы наиболее общие рамки такого рода сам диалог вокруг него будет беспредметен, да и вообще невозможен.
Дело в том, что содержание интеллектуальной жизни не остается неизменным с течением времени, да и само представление об интеллектуале, т. е. о носителе высших в глазах общества умственных способностей, связанное с характерным для каждого социума мировосприятием, способом мышления и специфической шкалой оценки интеллектуальных качеств, весьма различается как у разных народов, так и в рамках одной этнокультурной традиции в разные хронологические периоды.
Согласно институциональному определению элиты, можно представить ее как группу людей, занимающих в обществе позиции и посты командного и стратегического значения и оказывающих значительное влияние на процесс принятия жизненно важных для общества решений . Если подойти с этой позиции к исследованию социальной структуры нашего общества, тогда можно будет сказать, что наиболее отчетливо выделяется политическая элита, со своей позицией-оппозицией. Определить экономическую элиту труднее, кроме того, на ее развитие большое влияние оказывают огромные масштабы теневой экономики (приблизительно 80%), коррупции и контрабанды. Даже для новой интеллектуальной элиты, состоящей в большинстве из представителей самой интеллектуальной части бывшей советской интеллигенции — ученых, философов, работников искусств, самых влиятельных, авторитетных политологов и диссидентов, оказалось трудным утвердиться в качестве автономного образования.
В каждом нормальном обществе существует группа людей, для которой созидание концептов мышления и действия людей представляет собой не искусственный факт, а основное измерение власти и могущества. Такой группой является интеллектуальная элита — властитель «дум человеческих» . В той мере, в какой самые достойные члены общества определяют думы и мечты людей и помогают им решать возникшие перед ними сложные духовные проблемы, интеллектуальная элита приобретает самостоятельность и автономность, признание и легитимность.
Специфическая функция интеллектуала состоит в том, чтобы критиковать власть. Его мышление не должно ограничиваться групповыми интересами. Он должен поставить «диагноз» сегодняшнему, настоящему. Предназначение интеллектуала — не учить или диктовать другим, что делать и как делать — с этим справятся и идеологи — а, с помощью анализа, заново пересмотреть, переосмыслить допущения и постулаты, которые вчера казались такими очевидными и понятными, пошатнуть окаменелые правила и стереотипы мышления и действия, потрясти все известное, признанное, вновь и вновь оценить принятые установления и правила. Именно исходя из этой «ре-проблематизации», как интеллектуал, он должен принять участие в формировании какой-либо политической воли, теперь уже как гражданин.
Социальная функция интеллектуала — мыслить критически, что, как замечает Х. Хоркхаймер, означает «неприятие любых интеллектуальных и практических усилий, господствующих идей, жизненных правил и общественных отношений без рефлексии, не так, как обычно действует множество обыкновенных людей». Суть деятельности и предназначения интеллектуала лучше всего выражены следующими словами М. Фуко: «Эта работа по изменению своей собственной мысли и мысли других, и представляется мне смыслом существования интеллектуала».
Таким образом, в отличие от политика, от человека действия, интеллектуал — человек разума . Политик является реалистом, тогда как интеллектуал рассматривает реальное в более широком контексте возможностей. Политик является прагматиком, выбирающим оптимальную стратегию для достижения цели, тогда как интеллектуал разрабатывает возможные альтернативы. Политик строит общество, а интеллектуал вносит сомнение, только с той целью, чтобы оно стало лучше и гуманнее.
В литературе существуют глубокие расхождения в определении собственно термина "интеллектуал".
Первая группа авторов придерживается функциональной, социологической или социо-экономической трактовки. Эта социоэкономическая школа рассматривает интеллектуалов лишь как одну из многочисленных социальных групп. Данная группа выделяется либо на основе специфической социальной функции (производство и оценка идей), либо на основе сходных социальных и экономических характеристик (образование и род деятельности).
Вторая школа рассматривает понятие "интеллигенция" в гуманистическом и социально-этическом ключе. Представители этой школы видят в интеллигенции уникальную и гомогенную группу с особыми моральными и этическими установками (гражданская позиция, гуманизм, сострадание, вера в народ и т.п.). Показателен выбор самого термина "интеллектуал" или "интеллигенция".
Второе разногласие относится к оценке взаимосвязи между интеллектуалами и политической элитой. Представители функционалистского научного направления, школы интеллектуалов как нового класса, теории конфликтной основы развития общества и некоторые восточно-европейские авторы относят интеллектуалов к части политической элиты. По их мнению, интеллектуалы и политическая элита либо имеют общие политические интересы, либо политическая элита, нуждающаяся в интеллектуалах как в экспертах, активно рекрутирует их в свои ряды. В свою очередь, социально-этические теоретики считают интеллигенцию носителем универсальных, а не элитных ценностей и норм. Эти авторы подчеркивают оппозиционность интеллигенции по отношению к политической элите.
2. Состав интеллектуальной элиты.
Сегодня мы обсуждаем тему «Современная российская интеллектуальная элита». На самом деле, колоссальную роль в жизни общества, в том числе и в демократических странах, играет элита, прежде всего – интеллектуальная. Именно она генерирует в политическую элиту каналы воздействия на массовое сознание, поведение людей.
В соответствии с социо-экономической трактовкой, между политической и интеллектуальной элитой существует важная связь, заключающаяся в выражении и внедрении интеллектуальной элитой доминирующих идей.
Это особенно важно потому, что перед нашей страной стоит задача модернизации общества, в первую очередь модернизации институтов, ценностей, культуры. Следовательно, нужна элита, обладающая некоторыми качествами, способная поддержать некую платформу, некий базовый консенсус в отношении основных национальных ценностей и целей.
Государственные деятели, ученые мужи, политики предпринимают шаги по созданию элиты будущего, интегрируя науку и образование. Эта же задача решается и нашим университетом, потому что здесь как раз и соединены образование, наука и экономика. Проблемы интеллектуальной элиты проанализированы уже во множестве аспектов, выясняются причины эмиграции ученых, их финансовой и правовой депривации, обсуждается необходимость преобразования институтов и структур науки и т. д.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--