Учебное пособие: Исследовательские стратегии и методы
Сущность исследовательских проектов
Исследовательские проекты обычно начинаются как часть предыдущей работы и могут привести к продолжению других проектов, поскольку будут подняты вопросы ранее не затрагиваемые исследователем. Эти вопросы могут возникать и благодаря чтению работ других исследователей, книг, профессиональных журналов, и исследователь может прийти к лучшему пониманию специфических процессов нашего общества. Например, в последние годы намечается отчетливая тенденция к интеграции инвалидов в общество. Исследователи могут задуматься над вопросами: что привело к изменению установок общества и каковы вероятные следствия этого процесса для инвалидов и для общества в целом? Исследование может был описательным, предполагать получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, или же аналитическим, направленные на анализ, выяснение причин лежащих в основе явлении и обусловливающих его характер.
Исследование может быть разведывательным (пилотным, пилотажным), если разделяются, на разовые (когда к решаемой проблеме больше не возвращаются) и повторные, а также мониторинговые (лонгитюдные) когда по заданному сценарию исследование через определенный промежуток времени повторяется или проводится регулярно (как, скажем, переписи населения). Разновидностью повторных исследований оказываются исследования панельные, когда обращаются через определенный промежуток времени к одним и тем же людям.
Полевые исследования проводятся в нормальных, естественных для изучаемой общности условиях. Лабораторные —- в условиях, созданных специально для исследования (например, фокус группа). Исследование может быть эмпирическим: опирающимся на действия, поступки, поведение людей, и/или теоретическим, основанным на существенных свойствах, состояниях, выявленных в предыдущих исследованиях или построенных иным способом без непосредственного обращения к эмпирической реальности. Кроме того, по типу используемых для анализа данных исследования могут опираться на первичный анализ данных — здесь используются эмпирические данные, материалы, собранные самим исследователем в ходе собственного исследования.
Вторичный анализ данных подразумевает использование полевых материалов, собранных ранее, часто другими исследователями, в целях сравнения или проведения дополнительного анализа.
Исследования, вкоторыхудаетсяполучитьновыеэмпирическиеданныепосредствомнаблюдения, интервью / опросаилианализапервичныхдокументов, называютсяполевыми.
Выбор метода исследования в социальной работе
Исследования в социальной работе, развиваются благодаря широким познавательным возможностям качественной методологии: интервью, наблюдения, анализа текстов. Метод — это основной способ сбора, обработки и анализа данных. Методологией в широком смысле называют систему принципов научного исследования, или учение о методе. Методология в узком смысле означает совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных. Техникой называют совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика — это совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедурой называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования, систему приемов сбора и обработки социологической информации. Каждая из процедур может быть законченным миниатюрным эмпирическим исследованием, которое входит в общую теоретико-методологическую программу: анализ содержания публикаций в центральной и местной прессе, установление эффекта воздействия этих публикаций на читателя, анализ других источников, влияющих на информированность в данном вопросе.
Методы могут заимствоваться, развиваться, переходить из одной научной сферы в другую. Они могут классифицироваться по разным основаниям. По способу сбора данных методы делятся на опросные (всевозможные виды опроса и интервью) и неопросные (наблюдение, анализ текстов). В свою очередь, по степени формализации на формализованные, полуформализованные, и неформализованные. Кроме того, все исследовательские программы подразделяются на экспериментальные и неэкспериментальные. В первом случае исследователь контролирует условия, в которых взаимодействуют переменные. Во втором случае такой контроль невозможен или такая задача не ставится. На методе эксперимента мы остановимся в дальнейшем.
Методы относятся к способам сбора первичной информации, а также к способам обработки и анализа исходных данных. Методы сбора данных включают приемы, связанные с установлением фактов (надежной информации) о единичных событиях или их сочетаниях (например, метод опроса, наблюдения, анализ документов); а также приемы, относящиеся к определению порядка, последовательности событий, или способы фиксирования отдельных событий или их сочетаний (кейс стадии, монографические, сплошные, выборочные обследования).
В свою очередь, к методам обработки и анализа данных относятся описание и классификация, типологизация, методы качественного анализа: смысловая интерпретация; статистический анализ (поиск статистической закономерности), экспериментальный анализ (реальный и мысленный эксперименты), системный анализ, генетический или исторический анализ, социальное моделирование.
Поскольку социальная работа представляет собой систему, исследовательские методы применяются на всех уровнях и в различных подсистемах этой профессиональной деятельности. Прежде всего, проводя оценку потребностей клиента — скажем, ребенка-инвалида как самостоятельного потребителя услуг, а также его семьи — специалист осуществляет сбор и анализ эмпирических данных, получаемых при помощи беседы или из документов. Это так называемый микроуровень социальной работы, поэтому исследования здесь также носят характер изучения единичного случая, кейс стадии (от англ. саse — случай, study изучение).
В исследовательской традиции под кейс стади понимается глубинное изучение всевозможных данных об одном отдельном объекте или случае, в качестве которого может выступать предприятие или организация, профессия, или образовательная программа, деятельность фонда или политическая элита конкретного региона. В практике социальной работы под конкретным случаем понимается жизненная ситуация индивидуального клиента или семьи, группы или сообщества. Как видим, смыслы случая или кейса в практике и исследованиях социальной работы пересекаются, однако в практике социальной работы случай — это всегда объект интервенции, то есть вмешательства, тогда как в ситуации исследования выявление какой-либо социальной проблемы не обязательно сопрягается с ее решением.
В количественных — массовых социальных исследованиях конкретный человек не рассматривается как уникальная личность, но лишь как представитель определенного пола, возраста, рода занятий, типа поведения, т. е. как представитель определенной группы. Некоторые: из этих признаков влияют на другие: так, на уровень удовлетворенности социальным обслуживанием могут влиять как профессионализм. Работников, так и характеристики клиента, в частности, чем выше уровень образования, тем, как правило, критичнее оценки, которые дает человек.
В качественной методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика. Это малые выборки, где нет строгого требования к количеству информантов (тех, кто предоставляет информацию, рассказывая о своем опыте). В результате сбора данных исследователь получает совокупность полевых материалов, которые подвергаются, по преимуществу, описательному анализу, для которого- исследовательская" проблема формулируется, начиная с вопроса «что» и «как». Выводы не имеют такой статистической определенности и строгости, как в количественном исследовании — это обобщения, носящие характер предположений. Как правило, в качественном исследовании не подтверждается гипотеза, а проверяются несколько разных гипотез или выявляется вариативный ряд значений исследуемых практик.
Количественный анализ рассматривает факты, связанные с поведением, настроениями, внутренним миром, деятельностью людей, изучая количественную сторону общественных явлений и их распространенность в разных группах и слоях общества. Поэтому численные данные, которыми оперируют в своих исследованиях социальные ученые, имеют не абсолютное значение, они относительны применительно к тем или иным группам, слоям. Количественное исследование позволяет охватить сразу всю выборочную совокупность респондентов, рассматривая их не самих по себе, а в сравнении разных групп. Это обеспечивается требованием репрезентативности, предъявляемым к выборке и означающим, что по выделенным параметрам (критериям) состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности (население города, все инвалиды, проживающие в области, все те, кто признан малообеспеченным).
Часть таких критериев известна заранее из материалов переписей, государственного учета (пол, возраст, уровень образования, уровень дохода), а другие параметры узнать можно, только опросив большую массу людей и выявив распространенность в обществе, например, плохого или хорошего отношения к существующей пенсионной системе, грядущей реформе медицинского обслуживания, оценки обеспечения населения лекарственными препаратами. Предполагается, что если по известным параметрам совокупность респондентов соответствует генеральной совокупности то выводы, которые сделаны из статистического анализа полученного массива данных, можно распространить, с известной долей вероятности, на всю генеральную совокупность.
Перед окончательной формулировкой исследовательских вопросов необходимо провести обзор того, что уже было сделано в этой области, чтобы не «изобретать велосипед». Затем следует уточнение исследовательской проблемы, после чего можно приступать к планированию полевых исследований. При этом решают следующие основные задачи: составляют словарь переменных, определяют единицы исследования и объект, формулируют гипотезы, переводят концептуальные определения переменных в операциональные, разрабатывают проект выборки, составляют макеты таблиц и программу анализа данных.
Одна из центральных задач количественной методологии — анализ причины и следствия. Когда один фактор продуцирует другой, говорят о причинно-следственном, или каузальном отношении между переменными. Если существует регулярное, но не причинно-следственное отношение между двумя переменными, то говорят о существовании корреляции.
Переменная — это признак изучаемого объекта; это любое измерение или критерий, по которому различаются индивиды или группы.
Выделяют две основные группы переменных — зависимые и независимые. В качестве переменных могут выступать возраст, доход, уровень преступности, социально-классовые различия. Не всегда переменные, пусть и тесно связанные между собой, вступают в причинно-следственные отношения, хотя есть соблазн объяснить корреляцию каузальной связью. Например, Э. Дюркгейм обнаружил связь между уровнем суицида и временем года: с января - рост самоубийств до июня-июля, затем снижение до конца года. Что же влияет на людей — может быть, температура воздуха? Ученый объяснил свое открытие так: весной и летом люди обычно более включены в активную социальную жизнь, чем зимой, и те, кто одиноки несчастлив, переживают рост этих чувств тогда же, когда растет уровень активности других людей.
Выбор метода требует учитывать два аспекта исследования: генерализуемостъ и реактивность.
Генерализуемость—этовозможностьсопределеннойстепеньюнадежностираспространятьилипереносить нашивыводы, основанныенанаблюдениизаповедением людейвнесколькихслучаях, напредполагаемоеповедениевсейсовокупности.
Если в изучаемой генеральной совокупности имеется малое количество объектов или события в изучаемой группе повторяются малое число раз, то, скорее всего, наши выводы, сделанные при изучении одного события или одного объекта, распространяются на все объекты. Если же число объектов генеральной совокупности многочисленно, достигает сотен тысяч и миллионов, то исследование малого числа объектов вряд ли позволит распространить выводы на всю совокупность. В этом случае необходимо формировать выборку, с помощью которой можно достичь генерализуемое выводов.
Реактивностьподразумеваетоднуиздвухвозможностей: либотот, ктопроводитисследование, либометодыисследованиямогуткаким-тообразомвоздействовать натех, закемведетсянаблюдение, ивноситьвихдействияизменения, обусловленныеименноприсутствиемисследователя. Инымисловами, существуетопасность, что процедураисследованияможетизменитьповедениетех, ктоподвергаетсяизучению, такчтоконечныерезультаты могутоказатьсяошибочными.
Количественное исследование предполагает штат анкетеров, специализированные группы по подготовке выборки, вопросника и статистического анализа придают процессу известную дробность. Строгость полевой работы в массовом опросе обеспечивается заданной. Последовательностью процедур — контакт с респондентом по типизированному образцу, сведение к минимуму случайных обстоятельств, вмешивающихся в формализованный ход сбора данных (контролируемость).
В противоположность этой стратегии, в качественном исследовании особое значение придается фигуре исследователя. Способность войти в контакт с теми, чьи жизненные смыслы отражаются в исследовательской работе умение гибко строить процесс сбора данных, не придерживаясь жестко заданной схемы, — таковы требования, предъявляемые к ученому.
В качественном исследовании применяется иной, чем в количественном, принцип отбора.
Типывыборкивразличныхметодологиях | |
Количественноеисследование | Качественноеисследование |
Случайная Систематическая Кластерная (квотная) Стратифицирующая |
Целевая --> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <-- К-во Просмотров: 161
Бесплатно скачать Учебное пособие: Исследовательские стратегии и методы
|