Учебное пособие: Конфликты в профессиональной деятельности юриста

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры юридической психологии и правоведения Протокол № от «____»________2003 г.

Санкт-Петербург

2003 г.


УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

КОНФЛИКТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

Учебно-методическое пособие

Редактор:

Компьютерная верстка:

Подписано в печать 26.12.2003. Формат 29х21 21/4

Печать цифровая. Усл. печ.л. –16. Тираж 20 экз. Заказ № ___

Издание подготовлено и отпечатано на основе принципа компьютерной издательской системы.

СПбГИЭУ. 191002, Санкт-Петербург, ул. Марата, 27.

Утверждено

ученым советом факультета права и экономической безопасности СПбГИЭУ в качестве учебного пособия по специальности 021100 -Юриспруденция

Рецензенты:

- доктор психологических наук, профессор,

- доцент

Составители:

-доцент кафедры юридической психологии и правоведения, кандидат психологических наук

-старший преподаватель кафедры юридической психологии и правоведения

Конфликты в межличностных отношениях сотрудников правоохранительных органов: Учебно-методическое пособие.-СПб.:СПбГИЭУ, 2003.-60 с.

Методическое пособие посвящено актуальной теме – конфликтологии в профессиональной деятельности. Работа состоит из двух частей: теоретической, в которой отражены основные психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликта, стили поведения в конфликтных ситуациях, классификация конфликтов, где рассмотрены конкретные профессиональные ситуации, требующие своего разрешения, и даны методические рекомендации по предупреждению и преодолению конфликтов.

Методическое пособие может быть использовано для студентов юридических вузов, психологов – практиков.

СПбГИЭУ, 2003


Введение

Конфликты в жизни отдельных людей и общества в целом играют значительную, чаще негативную роль, вызывая большой ущерб, непроизводительное расходование сил, ресурсов и др. Для снижения отрицательных последствий конфликтов необходимо уметь правильно выявлять их причины, управлять их протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния.

В научной литературе выделяются различные подходы к сути и оценке конфликта. С точки зрения авторов, принадлежащих к школе научного управления, основанной на теории бюрократии Вебера, конфликт – негативное явление в управленческой деятельности. Конфликтов следует избегать, если они появляются – разрешать немедленно. Данный подход к конфликту опирался на представление об организации, как совокупности определенных задач, процедур, правил взаимодействия должностных лиц и разработанной рациональной структуры.

Современный подход к сущности конфликта рассматривает его как неизбежный, и даже в некоторых случаях необходимый элемент деятельности организации. Нередко конфликт имеет отрицательный характер. Иногда он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решения группой более эффективным, а также дает возможность людям выразить свои мысли, удовлетворить свои личные потребности в уважении.

Эффективность деятельности правоохранительных органов, учитывая реальную угрозу безопасности государства, представленную в современных масштабах различных правонарушений, во многом зависит также и от способности их руководителей сконцентрировать усилия сотрудников на главных направлениях противодействия, умения сплотить коллектив, предупреждать и преодолевать конфликты как внутренние, так и внешние.


1. Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликта

Кратко остановимся на основных характеристиках личности, определяющих ее поведение в конфликте. К таким характеристикам относятся: природные свойства личности, ее индивидуально-психологические особенности; система потребностей, мотивов, интересов; внутреннее представление личности о себе, ее «Я - образ».

Природные свойства личности — это то, что заложено в ней от рождения и, как правило, характеризуется степенью выраженности таких динамических характеристик, как активность и эмоциональность. Активность личности выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силе и быстроте протекания психических процессов, двигательной реакции, т.е. выступает как свойство деятельности индивида. Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости личности, динамике ее эмоций и чувств, характеризующих отношение к окружающему миру.

В начале 20-х годов XX века швейцарский психиатр К.Г. Юнг (1875 - 1961гг.) предложил психологические особенности личности, вытекающие из его интереса к окружающему миру, назвать «экстраверсия - интроверсия».

Экстраверсия — характеристика психологических особенностей личности, при которой индивид сосредоточивает свои интересы на внешнем мире, внешних объектах, иногда за счет своих собственных, в некоторых случаях в результате принижения личной значимости.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 431
Бесплатно скачать Учебное пособие: Конфликты в профессиональной деятельности юриста