Учебное пособие: Конкурс "Лесные Робинзоны" для учащихся 5-7 классов

Конкурс «Лесные робинзоны» для учащихся 5-7 классов проводится на городских и республиканских слетах юных экологов с 1996 года. За это время выработались критерии оценки ответов школьников, объем и качество знаний, умений и навыков, которые требуются от конкурсантов. Данное пособие предназначено для учителей, готовящих участников конкурса «Лесные робинзоны». В нем мы постарались определить требования к содержанию каждого из 4 этапов конкурса и дать рекомендации по изучению тех тем, которые вызывают наибольшие затруднения при подготовке.

В результате усвоения содержащегося в пособии материала участники должны знать:

1. Виды костров. Способы добычи огня. Источники питания в дикой природе и приготовление пищи.

2. Ориентирование на местности: по карте, по компасу, по местным признакам и т.д. Выбор места для обустройства укрытий в природе. Предсказания погоды по местным признакам.

3. Сбор, переработка, хранение съедобных дикорастущих и лекарственных растений.

4. Ядовитые растения и грибы.

5. Неотложные действия в экстремальных ситуациях. Последовательность действий при оказании первой помощи при: переломах, ожогах, обморожениях, травмах головы, вывихах. Подача сигналов бедствия.

6. Полезные растения РК.

Участники должны уметь:

1. Применять дикорастущие лекарственные съедобные растения и распознавать ядовитые.

2 . Проводить неотложные действия в экстремальных ситуациях:

быстро и эффективно оказать первую медицинскую помощь; выбрать оптимальную последовательность действий; определить место нахождения;

сделать убежище; развести огонь; добыть животную и растительную пищу.

3 . Ориентироваться на местности.

4 . Подавать сигналы бедствия.

Содержание этапов конкурса

«ЛЕСНЫЕ РОБИНЗОНЫ»

1 Этап – Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по компасу, по Солнцу и по местным признакам. Подача сигналов бедствия. Предсказание погоды.

2 Этап – Обустройство жизни в лесу: укрытия; обращение с огнем; простейшие плавсредства и самодельный инвентарь.

3 Этап – Источники питания в дикой природе. Способы добывания, сохранения и приготовления пищи.

4 Этап – Неотложные действия в экстремальных ситуациях. Дикорастущие лекарственные растения. Ядовитые растения и грибы.


ЭТАП №1 «ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОРОН ГОРИЗОНТА ПО КОМПАСУ И БЕЗ НЕГО; ПОДАЧА СИГНАЛОВ БЕДСТВИЯ, ПРЕДСКАЗАНИЕ ПОГОДЫ»

А) «Ориентирование на местности»

Потеря ориентировки — одна из самых распространенных причин чрезвычайных происшествий. Самое первое и главное, что должны сделать люди, потерявшие ориентировку — остановиться.

При наличии у заблудившейся группы карты и компаса можно порекомендовать: поднявшись на возвышенную, с хорошим обзором, точку местности, (в крайнем случае, влезть на высокое дерево), оглядеться по сторонам, выделить заметные ориентиры (реки, озера, горные хребты, холмы, скалы, просеки, речные долины и т. п.) и, оценив их взаимное расположение, характеристики (высоту, площадь и т. п.), расстояние между ними, положение относительно сторон света, проидентифицировать местность с картой.

При отсутствии карты следует на куске бумаги, картона, в крайнем случае, обрывке ткани, одежде, бересте, просто на земле попытаться вычертить план-схему окружающей местности. Нанести по памяти, с соблюдением масштаба, наиболее крупные ориентиры. Поставить точку последних верных координат. Далее совместными усилиями всех участников похода возможно более подробно вспомнить свой путь. Какой курс выдерживали в последние часы? С какой стороны светило солнце или дул ветер (если компас потерян)? Как долго шли и с какой примерно скоростью? Сколько было остановок и какая была их продолжительность? Какие препятствия и заметные ориентиры встретились на пути? Примерно на такие вопросы должны ответить заблудившиеся. Всю информацию следует перевести на язык топографии и на полученной карте-схеме восстановить нитку предполагаемого маршрута.

Установив приблизительно свое местоположение, нужно наметить маршрут дальнейшего движения. Лучше всего вернуться назад. Можно также попытаться выйти к «вечным» ориентирам, которые перепутать невозможно,— большой реке, крупному горному хребту и т. п.

В ситуациях, когда у потерявших ориентировку людей нет с собой компаса, нет карты и, главное, нет опыта аварийного ориентирования, это единственная возможность стопроцентно выйти к людям. Точечные ориентиры — лесные кордоны, небольшие поселки, становища пастухов и пр. — можно миновать не заметив.

При работе с картой, равно как при составлении примитивной карты-схемы местности, потерпевшим нужно твердо знать некоторые топографические знаки.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 363
Бесплатно скачать Учебное пособие: Конкурс "Лесные Робинзоны" для учащихся 5-7 классов