Учебное пособие: Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования “Гродненский государственный университет им. Я. Купалы”
Факультет экономики и управления
На правах рукописи
Научно-исследовательский проект
“Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс”
Учебно-методическое обеспечение
План лекций
по курсу “Философия”
исполнитель: Глина В.Н.
канд.филос.наук
Гродно, 2009
Аннотация на план-конспект лекций по философии, подготовленный доцентом кафедры философии Глина В.Н.
Философское знание в структуре академического вузовского образования является составной и органичной частью общеобразовательной и гуманитарной подготовки специалистов. Лекционный курс при этом открывает путь к пониманию мировоззренческих, методологических, социальных , аксиологических вопросов жизнедеятельности человека.
План-конспект курса лекций состоит из названия темы, перечня изучаемых вопросов, литературы, рекомендуемой для прочтения, а также логико-содержательной схемы по каждому вопросу и краткого изложения содержания.
Особенностью план-конспекта является его способность быть методических руководством при самостоятельной контролируемой работе студентов. В соответствии с учебно-методической картой прохождения обучения по этой дисциплине здесь обозначены вопросы, предлагаемые для самостоятельного изучения. Они представлены в виде логико-содержательной схемы, которая поможет усвоить материал самостоятельно, применяя при этом исследовательский принцип обучения.
Методическая ценность план-конспекта в области использования исследовательских процедур состоит в выявлении учебного поля для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности. В дальнейшем исследовательский принцип найдет свою реализацию при подготовке научных сообщений, рефератов, поиске ответов на философские проблемы на семинарах, в дискуссиях и т.д. Лекционный материал при этом выступает основой, цементирующим звеном в цепочке всех учебных видов работы.
В результате и под воздействием изучения курса философии, и особенно такого раздела как "Гносеология (методология познания, методы исследования, научная деятельность и др.) исследовательский принцип может успешно применяться студентами при изучении других гуманитарных наук, общенаучных и специальных дисциплин.
План-конспект лекций по философии
Раздел I . Онтология
Тема 7: Философское понимание бытия и развития мира
Часть 1.Онтологические вопросы и их философская интерпретация.
1) Онтологические вопросы философии. Разнообразие форм бытия и их философская интерпретация. Метафизика и диалектика.
2) Понятие и сущность материи и реальности. Проблема единства и многообразия мира. Источники и характер его изменения. Движение, пространство и время как характеристики бытия.
1) Онтологические вопросы философии. Разнообразие форм бытия и их философская интерпретация. Метафизика и диалектика
Онтологические вопросы философии
Что есть бытие? Как оно существует? Что такое материя и движение, пространство и время?
Проблемы, связанные с выяснением сути мироздания представляют собой наиболее широкими и абстрактными, одновременно, изначальными и фундаментальными, а поэтому мировоззренческими.
Мир, существующий вне нас и в нам самих может быть осмыслен на самом глубоком философском уровне, с помощью понятий “сущее”, “мироздание”, “миропорядок”, “действительность”, “реальность”. Он раскрывается для нас, в первую очередь, благодаря категории “бытие”.
В широком смысле бытие - это всеобъемлющая реальность; все то, что сущностно; всеобщая целостность, включающая материальную и духовную системы, это - полагание существования и целостности мира (сущее).Это есть бытие потенциальное.
В конкретном смысле бытие есть представленность в действительности факта наличности и присутствия различных форм и видов существующих в мире; развертывающаяся целостность. Это - бытие реальное.
Категория бытия осмысливается на основе сопоставления с понятиями “не-бытие”, “существование”, “сущее”, “материя”, “сознание”, а также посредством обращения к понятиям “становление”, “движение”, “пространство”, “время”.
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания и воли человека.
Раздел философии, занимающийся проблемами бытия, изучающий основополагающие и фундаментальные принципы бытия, мироздания, предельно общие сущности и проблемы реальности называется онтологией. Онтология - (онто- греч.: сущее, логос - греч.: знание)- учение о бытии, сущем, неизменном состоянии мира. Термин введен в философию в 17 веке.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--