Учебное пособие: Мониторинговая система оценивания качества допрофильной подготовки в общеобразовательных учебных
Предлагаемые рекомендации разработаны в соответствии с Концепцией профильного обучения в старшей школе, утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Украины от 25.09.2003г.№10/12-2, Концепцией общего среднего образования (12-летняя школа), утвержденной Постановлением совместного заседания коллегии Министерства образования и науки Украины и президиума Академии педагогических наук Украины от 22.11.2001г. №12/5-2.
Их целью является оказание практической помощи руководителям органов управления образованием, заведующим районными (городскими) методическими кабинетами (центрами), руководителям общеобразовательных учебных заведений по внедрению системы мониторинга оценивания качества допрофильной подготовки как на региональном, так и на институционном уровнях.
Одной из приоритетных задач модернизации современного образования является разработка и внедрение системы профильного обучения в старшей школе.
Профилизация обучения – прежде всего средство дифференциации и индивидуализации образования. При такой форме организации учебной деятельности максимально учитываются интересы, склонности и способности учащихся. Профильное обучение способствует формированию индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, созданию педагогических условий для развития их познавательного интереса, профориентационных устремлений обучающихся, целенаправленному выбору ими профессии.
Профильному обучению предшествует допрофильная подготовка, целью которой является формирование устойчивого интереса к познанию, проверка возможностей учащихся в разных областях познавательной и профессиональной деятельности.
При разработке системы мониторинга оценивания качества допрофильной подготовки в общеобразовательных учебных заведениях целесообразно использовать следующий алгоритм:
Подготовительный этап:
· разработка программы, рабочего плана мониторингового исследования (ориентировочная программа исследования представлена в приложении 1).
Рабочий план составляется после разработки программы, но утверждаются они одновременно. Обычно план является организационным разделом программы исследования. Рабочий план предназначается для упорядочения, согласования, координации основных этапов исследования и работ его участников. В нём отражаются все виды работ, сроки, исполнители, ресурсное обеспечение и конечная продукция;
· разработка инструментария мониторингового исследования (анкеты для родителей, учителей, учащихся представлены в приложениях 2,3,4);
· создание на базе районного (городского) методического кабинета (центра), учебного заведения информационного центра, концентрация в нем информации по теме исследования;
· анализ социально-экономической ситуации (изучение экономических показателей района (города), наличие предприятий и рабочих мест для трудоустройства выпускников, численности и возрастного состава населения, демографической ситуации);
· изучение ресурсов образования (преподавательского состава, материальных ресурсов и т.д.);
· взаимодействие со службой занятости (сбор данных о рабочих местах, востребованных профессиях и т.п.).
Проведение оценивания:
Оценивание качества допрофильной подготовки на региональном и институционном уровнях осуществляется, как правило, один раз в календарный год, с использованием в основном количественных показателей, факторов, индикаторов, критериев и т.д. Прежде всего, речь идет о частных показателях.
Частные показатели - это показатели, в которых состояние системы оценивается с помощью данных отчетно-статистической информации. Условно такую оценку эффективности функционирования системы можно назвать объективной.
При этом:
· набор и форма показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени;
· показатели должны адекватно отражать положение дел и носить оценочный характер;
· периодически должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.
В дополнение к объективной оценке существует субъективная оценка, которую дает социологическая составляющая мониторинга (анкетирование, тестирование, интервьюирование, экспертное оценивание и т.д.).
Все показатели объективной оценки характеризуются множеством индикаторов, которые выражаются в относительной форме – в виде удельного веса (процента).
Индикаторы, характеризующие процесс и результаты внедрения допрофильной подготовки на региональном уровне, схема получения данных о состоянии индикаторов, состояние индикаторов, пересчёт индикаторов в приведённые баллы представлены в приложениях 5,6,7,8.
Анализ результатов:
· анализ и обработка информации, полученной на предыдущих этапах;
· выработка рекомендаций по реализации допрофильной подготовки и профильного обучения на региональном и институционном уровнях;
· доведение полученных результатов до сведения заинтересованных сторон (учителей, учащихся, родителей и т.д.);
· обсуждение итогов оценивания качества допрофильной подготовки на заседании коллегии отдела, управления образования, совещании руководителей учебных заведений.
ЦЕНТР ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--