Учебное пособие: Общая биология Конспект лекций Козлова Е А Курбатова Н С
Е. А. Козлова, Н. С. Курбатова
Общая биология: конспект лекций
«Общая биология: конспект лекций»: ЭКСМО; Москва; 2007
Аннотация
Конспект лекций по общей биологии предназначен для студентов медицинских ВУЗов или колледжей. В нем освещены вопросы строения клетки, даны характеристики всех ее компонентов, описаны основные классы возбудителей заболеваний, рассмотрены проблемы экологии. Используя данный конспект при подготовке к экзамену, студенты смогут в сжатые сроки систематизировать знания по данному предмету, сформулировать план ответов на вопросы экзаменатора.
Оглавление
ЛЕКЦИЯ № 1. Введение
1. Клеточная теория (КТ) Предпосылки клеточной теории
2. Определение жизни на современном этапе развития науки
3. Фундаментальные свойства живой материи
4. Уровни организации жизни
ЛЕКЦИЯ № 2. Химический состав живых систем. Биологическаяроль белков, полисахаридов, липидов и АТФ
1. Обзор химического строения клетки
2. Биополимеры Белки
ЛЕКЦИЯ № 3. Нуклеиновые кислоты. Биосинтез белка
1. ДНК
2. РНК
3. Биосинтез белка
ЛЕКЦИЯ № 4. Основные клеточные формы
1. Прокариоты
2. Общие сведения об эукариотической клетке
3. Функции и строение цитоплазматической мембраны
4. Строение и функции клеточного ядра
5. Строение и функции полуавтономных структур клетки: митохондрий и пластид
6. Строение и функции лизосом и пероксисом. Лизосомы
7. Строение и функции эндоплазматического ретикулума, комплекса Гольджи
8. Строение и функции немембранных структур клетки
9. Гиалоплазма – внутренняя среда клетки. Цитоплазматические включения
ЛЕКЦИЯ № 5. Неклеточные формы жизни – вирусы, бактериофаги
ЛЕКЦИЯ № 6. Строение и функции половых клеток (гамет)
1. Общие свойства гамет
2. Строение и функции яйцеклетки
3. Строение и функции сперматозоидов
4. Оплодотворение
ЛЕКЦИЯ № 7. Бесполое размножение. Формы и биологическая роль
1. Биологическая роль бесполого размножения
2. Формы бесполого размножения
3. Вегетативная форма размножения
ЛЕКЦИЯ № 8. Половое размножение. Его формы и биологическая роль
1. Эволюционный смысл полового размножения
2. Виды полового размножения
3. Различия между гаметами
4. Нетипичное половое размножение
ЛЕКЦИЯ № 9. Жизненный цикл клетки. Митоз
1. Понятие о жизненном цикле
2. Биологическое значение жизненного цикла
3. Митоз. Характеристика основных этапов
4. Нетипичные формы митоза
ЛЕКЦИЯ № 10. Мейоз: характеристика, биологическое значение
1. Стадии мейоза
2. Биологическое значение мейоза
ЛЕКЦИЯ № 11. Гаметогенез
1. Понятия гаметогенеза
2. Стадии гаметогенеза
ЛЕКЦИЯ № 12. Онтогенез
1. Понятие об онтогенезе
2. Эмбриональное развитие
ЛЕКЦИЯ № 13. Законы наследования
1. Законы Г. Менделя
2. Ди– и полигибридное скрещивание. Независимое наследование
3. Взаимодействия аллельных генов
4. Наследование групп крови системы АВО
ЛЕКЦИЯ № 14. Наследственность
1. Неаллельные гены
2. Генетика пола
ЛЕКЦИЯ № 15. Наследственность и изменчивость
1. Виды изменчивости
2. Гетероплоидия – изменение числа отдельных хромосом в кариотипе
3. Методы изучения наследственности человека Генеалогический метод
ЛЕКЦИЯ № 16. Структура и функции биосферы
1. Понятие о ноосфере. Воздействие человека на биосферу
2. Паразитизм как экологический феномен
ЛЕКЦИЯ № 17. Общая характеристика простейших (Protozoa)
1. Обзор строения простейших
2. Особенности жизнедеятельности простейших
ЛЕКЦИЯ № 18. Многообразие простейших
1. Общая характеристика класса Саркодовые (корненожки)
2. Патогенные амебы
ЛЕКЦИЯ № 19. Патогенные жгутиконосцы
1. Трихомонады (Trichomonas vaginalis) и Т. hominis
2. Лямблия (Lamblia intestinalis)
3. Лейшмании (Leishmaniae)
4. Трипаносомы (Tripanosoma)
5. Общая характеристика класса Споровики
6. Токсоплазмоз: возбудитель, характеристика, цикл развития, профилактика
7. Малярийный плазмодий: морфология, цикл развития
ЛЕКЦИЯ № 20. Класс Инфузории (ресничные)
1. Обзор строения инфузорий
2. Балантидий (Balantidium coli)
ЛЕКЦИЯ № 21. Тип Плоские черви (Plathelminthes)
1. Характерные черты организации
2. Класс Сосальщики. Общая характеристика
3. Класс Сосальщики. Его представители
4. Общая характеристика класса Ленточные черви
5. Цепни
ЛЕКЦИЯ № 22. Тип Круглые черви (Nemathelminthes)
1. Особенности строения
2. Круглые черви – паразиты человека Аскарида
ЛЕКЦИЯ № 23. Тип Членистоногие
1. Разнообразие и морфология членистоногих
2. Клещи
3. Клещи – обитатели жилища человека
4. Семейство Иксодовые клещи
5. Представители семейства Иксодовые клещи. Морфология, патогенное значение
6. Представители семейства Аргазовые клещи. Морфология, цикл развития
ЛЕКЦИЯ № 24. Класс Насекомые (тип Членистоногие, подтип Трахейнодышащие)
1. Морфология, физиология, систематика
2. Отряд Вши
3. Отряд Блохи
4. Особенности биологии развития комаров рода Аnopheles, Аеdеs, Culex
ЛЕКЦИЯ № 25. Ядовитые животные
1. Ядовитые паукообразные
2. Ядовитые позвоночные
ЛЕКЦИЯ № 26. Экология
1. Предмет и задачи экологии
2. Общая характеристика среды обитания людей. Экологический кризис
Список использованной литературы
ЛЕКЦИЯ № 1. Введение
1. Клеточная теория (КТ) Предпосылки клеточной теории
Предпосылками создания клеточной теории были изобретение и усовершенствование микроскопа и открытие клеток (1665 г., Р. Гук – при изучении среза коры пробкового дерева, бузины и др.). Работы известных микроскопистов: М. Мальпиги, Н. Грю, А. ван Левенгука – позволили увидеть клетки растительных организмов. А. ван Левенгук обнаружил в воде одноклеточные организмы. Сначала изучалось клеточное ядро. Р. Браун описал ядро растительной клетки. Я. Э. Пуркине ввел понятие протоплазмы – жидкого студенистого клеточного содержимого.
Немецкий ботаник М. Шлейден первым пришел к выводу, что в любой клетке есть ядро. Основателем КТ считается немецкий биолог Т. Шванн (совместно с М. Шлейденом), который в 1839 г. опубликовал труд «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений». Его положения:
1) клетка – главная структурная единица всех живых организмов (как животных, так и растительных);
2) если в каком-либо образовании, видимом под микроскопом, есть ядро, то его можно считать клеткой;
3) процесс образования новых клеток обусловливает рост, развитие, дифференцировку растительных и животных клеток. Дополнения в клеточную теорию внес немецкий ученый Р. Вирхов, который в 1858 г. опубликовал свой труд «Целлюлярная патология». Он доказал, что дочерние клетки образуются путем деления материнских клеток: каждая клетка из клетки. В конце XIX в. были обнаружены митохондрии, комплекс Гольджи, пластиды в растительных клетках. После окрашивания делящихся клеток специальными красителями были обнаружены хромосомы. Современные положения КТ
1. Клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов, является наименьшей структурной единицей живого.
2. Клетки всех организмов (как одно-, так и многоклеточных) сходны по химическому составу, строению, основным проявлениям обмена веществ и жизнедеятельности.
3. Размножение клеток происходит путем их деления (каждая новая клетка образуется при делении материнской клетки); в сложных многоклеточных организмах клетки имеют различные формы и специализированы в соответствии с выполняемыми функциями. Сходные клетки образуют ткани; из тканей состоят органы, которые образуют системы органов, они тесно взаимосвязаны и подчинены нервным и гуморальным механизмам регуляции (у высших организмов).
Значение клеточной теории
Отало ясно, что клетка – важнейшая составляющая часть живых организмов, их главный морфофизиологический компонент. Клетка – это основа многоклеточного организма, место протекания биохимических и физиологических процессов в организме. На клеточном уровне в конечном итоге происходят все биологические процессы. Клеточная теория позволила сделать вывод о сходстве химического состава всех клеток, общем плане их строения, что подтверждает филогенетическое единство всего живого мира.
2. Определение жизни на современном этапе развития науки
Довольно трудно дать полное и однозначное определение понятию жизни, учитывая огромное разнообразие ее проявлений. В большинстве определений понятия жизни, которые давались многими учеными и мыслителями на протяжении веков, учитывались ведущие качества, отличающие живое от неживого. Например, Аристотель говорил, что жизнь – это «питание, рост и одряхление» организма; А. Л. Лавуазье определял жизнь как «химическую функцию»; Г. Р. Тревиранус считал, что жизнь есть «стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний». Понятно, что такие определения не могли удовлетворить ученых, так как не отражали (и не могли отражать) всех свойств живой материи. Кроме того, наблюдения свидетельствуют, что свойства живого не исключительны и уникальны, как это казалось раньше, они по отдельности обнаруживаются и среди неживых объектов. А. И. Опарин определял жизнь как «особую, очень сложную форму движения материи». Это определение отражает качественное своеобразие жизни, которое нельзя свести к простым химическим или физическим закономерностям. Однако и в этом случае определение носит общий характер и не раскрывает конкретного своеобразия этого движения.
Ф. Энгельс в «Диалектике природы» писал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществом и энергией с окружающей средой».
Для практического применения полезны те определения, в которых заложены основные свойства, в обязательном порядке присущие всем живым формам. Вот одно из них: жизнь – это макромолекулярная открытая система, которой свойственны иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, самосохранению и саморегуляции, обмен веществ, тонко регулируемый поток энергии. Согласно данному определению жизнь представляет собой ядро упорядоченности, распространяющееся в менее упорядоченной Вселенной.
Жизнь существует в форме открытых систем. Это означает, что любая живая форма не замкнута только на себе, но постоянно обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией.
3. Фундаментальные свойства живой материи
Эти свойства в комплексе характеризуют любую живую систему и жизнь вообще:
1) самообновление. Связано с потоком вещества и энергии. Основу обмена веществ составляют сбалансированные и четко взаимосвязанные процессы ассимиляции (анаболизм, синтез, образование новых веществ) и диссимиляции (катаболизм, распад). В результате ассимиляции происходят обновление структур организма и образование новых его частей (клеток, тканей, частей органов). Диссимиляция определяет расщепление органических соединений, обеспечивает клетку пластическим веществом и энергией. Для образования нового нужен постоянный приток необходимых веществ извне, а в процессе жизнедеятельности (и диссимиляции, в частности) образуются продукты, которые нужно вывести во внешнюю среду;
2) самовоспроизведение. Обеспечивает преемственность между сменяющимися генерациями биологических систем. Это свойство связано с потоками информации, заложенной в структуре нуклеиновых кислот. В связи с этим живые структуры постоянно воспроизводятся и обновляются, не теряя при этом сходства с предыдущими поколениями (несмотря на непрерывное обновление вещества). Нуклеиновые кислоты способны хранить, передавать и воспроизводить наследственную информацию, а также реализовывать ее через синтез белков. Информация, хранимая на ДНК, переносится на молекулу белка с помощью молекул РНК;
3) саморегуляция. Базируется на совокупности потоков вещества, энергии и информации через живой организм;
4) раздражимость. Связана с передачей информации извне в любую биологическую систему и отражает реакцию этой системы на внешний раздражитель. Благодаря раздражимости живые организмы способны избирательно реагировать на условия внешней среды и извлекать из нее только необходимое для своего существования. С раздражимостью связана саморегуляция живых систем по принципу обратной связи: продукты жизнедеятельности способны оказывать тормозящее или стимулирующее воздействие на те ферменты, которые стояли в начале длинной цепи химических реакций;
5) поддержание гомеостаза (от гр. homoios – «подобный, одинаковый» и stasis – «неподвижность, состояние») – относительного динамического постоянства внутренней среды организма, физико-химических параметров существования системы;
6) структурная организация – определенная упорядоченность, стройность живой системы. Обнаруживается при исследовании не только отдельных живых организмом, но и их совокупностей в связи с окружающей средой – биогеоценозов;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--