Учебное пособие: Обществознание. Глобальный мир в ХХ веке

Общество. Общественное сознание

Познание современного глобального мира — интересная, важная и трудная задача.

Интересная — потому, что мир, в котором мы живем, открывает множество возможностей каждому из нас. И чем больше мы о них узнаем, тем полнее и разнообразнее сможем реализовать себя, свои творческие способности, воплотить в дела наши мечты, идеалы.

Важная — потому, что, только зная устройство окружающего нас мира, его происхождение, тенденции развития и закономерности, которым он подчинен, мы — народ и страна — можем жить и действовать самостоятельно.

Трудная — потому, что знание о человеческом обществе формируется с помощью большого числа специальных наук: от истории и теоретической социологии до культурной антропологии и лингвистики. Соединить вместе все специальные знания и построить единую науку об обществе — это мечта многих знаменитых философов и ученых на протяжении многих веков. Конечно, полностью эта мечта никогда не осуществится. Но все же уровень знаний о человеческом обществе, достигнутый учеными в конце XX в., позволяет нам сегодня представить образ среды нашего обитания в систематизированном виде. С представления о том, что такое человеческое общество, мы и начнем.

Какие еще характеристики вы могли бы предложить для познания современного глобального мира? Каким образом можно познать современный мир? Вспомните известные вам определения общества.

§1. Основные функции и подсистемы общества

К :размышлению

«Человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные» (Аристотель).

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице также всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (И. Кант).

«Общество есть, таким образом, подлинная целостная реальность, а не производное объединение отдельных индивидов; более того, оно есть единственная реальность, в которой нам конкретно дан человек» (С. Л. Франк).

Что объединяет приведенные высказывания известных мыслителей? Как они, с вашей точки зрения, связаны с рассматриваемой темой?

Человек — существо общественное

Человек — самое сложное существо во Вселенной, которое мы знаем. Будучи частью природы, человек в то же время оказывается избранной ее частью. Он наделен такими способности ми, которыми не обладает ни одно другое существо: речью, мышлением, способностью совершать сложнейшие коллективные действия и, наконец, создавать то, чего природа сама по себе никогда бы не создала. Весь наш современный мир целиком и полностью творение человеческих рук.

Еще два тысячелетия назад облик Земли был совершенно иным. И всего лишь два столетия назад он существенно отличался от современного.

Сегодня Земля — это в буквальном смысле дом человечества, созданный и обустроенный трудами множества предшествующих поколений, дом, возведенный из искусственных материалов, начиненный сложнейшей и умнейшей техникой и электроникой, предназначенный для жизни всех рас и народов, наций и государств, составляющих современное человечество.

Из всех мировых чудес человечество представляет собой самое большое чудо. С эволюционной точки зрения мы произошли от высших приматов — человекообразных обезьян. Но, глядя на братьев наших меньших, мы должны беспрерывно задаваться вопросом: как же нам удалось стать такими, какие мы есть?

Что вы знаете об эволюционной теории? Какие еще существуют сегодня теории происхождения человечества?

У этого чуда есть научное объяснение. Не прибегая к вмешательству различных потусторонних сил, мы можем объяснить собственное развитие и все наши достижения одним-единственным обстоятельством. Это обстоятельство — человеческое общество.

На начальных этапах своего развития человеческое существо отличалось от всех остальных животных тем, что не имело таких органов и строения тела, которые позволяли бы защищаться, добывать пищу, выдерживать колебания температур. Человек, лишенный мощных клыков, острых когтей, меховой шкуры, крыльев и еще многого другого, был самым слабым существом в природном мире. И он компенсировал свою слабость тем, что объединился в сообщество с себе подобными. А жизнь сообща требовала умения передавать и закреплять опытным путем полученные знания об окружающем мире. Так люди обрели язык как набор звуков, способных передавать определенные смыслы. Постоянно общаясь с помощью осмысленных звуков, разные человеческие сообщества создали свои языки. Внутри таких сообществ люди понимали друг друга и легко отличали «своих» от «чужих». Кроме того, регулярное пользование языком привело к развитию способности, которую можно назвать внутренней речью, т. е. общением с воображаемым собеседником. Умение вести внутренний диалог положило начало тому, что считается исключительно человеческой способностью, — развитию разума.

При всей очевидной значимости разума для определения человека как высшей формы жизни еще важнее то, что способность мыслить была использована человеком для преобразования природы в соответствии со своими потребностями. Именно целесообразная деятельность, в результате которой меняется окружающая среда, сама, в свою очередь, изменяющая человека, — вот что составляет самый главный «секрет» человеческого общества.

Итак, появление речи как способа передачи опыта, развитие разума (сознания) как внутренней речи и совместная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей и поэтому преобразующая окружающую среду, — вот что составляет особую — общественную — человеческую природу. Это значит, что общество есть одновременно и условие возникновения человека, и результат его деятельности.

Функции и подсистемы общества

У бесконечного множества разнообразных форм общества с самого его возникновения и по сегодняшний день имеется нечто общее, без чего все они просто не могли бы существовать. Любое общество для того, чтобы просто существовать, должно выполнять несколько основных функций.

Основные функции общества:

Приспособление человека к окружающей природной, а потом и социальной среде. Можно назвать это функцией адаптации.

Обеспечение учета многочисленных разнонаправленных интересов индивидов и групп. Будем считать это функцией координации.

Постановка целей развития и определение путей их достижения. Это функция целеполагания.

Сохранение самотождественности общества и преемственности его форм во времени. Это функция сохранения идентичности.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 555
Бесплатно скачать Учебное пособие: Обществознание. Глобальный мир в ХХ веке