Учебное пособие: Опасности и средства их минимизации. Чрезвычайная ситуация
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Человек и среда обитания. Антропогенные опасности, принципы, методы и средства минимизации опасностей
Лекция 2. Техногенные опасности и защита от них. Безопасность в сельскохозяйственном производстве
Лекция 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые основы
Лекция 1. Человек и среда обитания. Антропогенные опасности, принципы, методы и средства минимизации опасностей
1.1 Цели и задачи дисциплины
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» изучает комплекс теоретических, практических и политических решений, направленных на обеспечение взаимодействия (деятельности) человека со средой обитания при минимизации вероятности возникновения ущерба людям и самой среде обитания. При этом имеются в виду различные виды деятельности: производственная, бытовая, торговая, предпринимательская, учебная, научная, спортивная и другие. Изучение и анализ многообразных форм человеческой активности приводят к обобщающему заключению о потенциальной опасности любой деятельности. Как правило, потенциальная опасность носит скрытый характер, проявляется при определенных, часто трудно предсказуемых условиях, порождается совокупностью реально существующих материальных объектов и явлений.
Двадцатый век, вошедший в историю человечества как век научно-технической революции, завершился серьезными негативными изменениями в биосфере, ростом числа и размеров регионов техносферы, увеличением масштабов принудительной смертности и ухудшения здоровья людей. Неустойчивое развитие техносферых регионов при деградирующей биоте грозит цивилизации разрушением и гибелью. В России в силу интенсивно развивающихся негативных экологических факторов кризиса государственных и общественных структур в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к снижению численности населения, уменьшению числа здоровых и физических полноценных людей. Избежать демографической катастрофы и разрушения биосферы можно лишь при условии, если страна перейдет на новый уровень развития, при котором будут соблюдаться требования оптимального роста численности населения, всемерной экономии энергетических и материальных ресурсов, соблюдения нормативных требований, гарантирующих качество среды обитания; максимальной безопасности и экологичности при создании и эксплуатации технических систем и их комплексов.
Настоятельным является признание приоритета экологической парадигмы над экономической. В задачи науки о безопасности жизнедеятельности входит формирование критериев совместимости человека и биосферы с техносферой. При этом большое значение приобретают разработка и применение принципов и методов превентивного анализа показателей техносферы, совершенствование научных основ комплексной оценки ее состояния, разработка и широкое использование экобиозащитных средств. Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие принципы, методы и средства обеспечения защиты от них. БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методических фундамент для выживания людей в современных условиях, это основа сохранения Цивилизации и Жизни на Земле. БЖД – неотъемлемая составная часть и общий образовательный компонент подготовки всесторонне развитой личности, общества и государства; данная дисциплина должна основательно и глубоко быть освоена студентами всех без исключения специальностей.
1.2 Терминология БЖД. Основные понятия и определения
Формирование науки о безопасности жизнедеятельности как новой области научных знаний настоятельно требует терминологической основы. Можно быть предложен следующий минимум научных терминов БЖД.
Опасность – центральное понятие БЖД, под которым понимают любые явления, угрожающие жизни и здоровью. Опасность – это свойство какой-либо субстанции в определенных условиях причинить ущерб здоровью или имуществу человека. Опасность можно рассматривать как вероятную меру возможного ущерба людям.
В процессе жизнедеятельности человека постоянно сопровождают опасности. Опасность может возникнуть в окружающей человека внешней среде или в самом человеке.
Опасность представляет собой угрозу или возможность возникновения при определенных обстоятельствах вреда. Под опасностью чаще всего понимается угроза природной, техногенной, социальной, военной, экономической и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояние здоровья или смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей среде. По масштабам распространения опасности варьируются от угрозы отдельному человеку до опасности глобальных катастроф. К основным показателям опасности относятся интенсивность и риск.
Интенсивность опасности – степень ее напряженности, которая выражается скоростью возможного наступления угрожаемого события, его количественной и качественной характеристиками. Количественная характеристика включает повторяемость угроз за определенный период времени и масштабы их проявления. Качественная оценка состоит в силе разрушительного воздействия ожидаемого события.
Риск- вероятность наступления опасности с конкретными последствиями и неопределенной величиной ущерба. Например, риск заболевания, риск получения травмы, риск проживания в сейсмически опасной зоне.Риск – количественная оценка опасности. Определяется как частота или условная вероятность возникновения одного события. Значения этой величены 0…1. Риск можно определить как вероятность реализации негативного, то есть причиняющего ущерб, воздействия на здоровье людей, их имущество, природную среду.
Безопасность – свойство элементов системы «человек – техносфера» сохранять условия взаимодействия с минимальной вероятностью (минимальным риском) возникновения ущерба людям. Можно сказать, что безопасность – это состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью минимизировано проявление опасностей.
Безопасность жизнедеятельности – новая наука, изучающая общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания. Безопасность жизнедеятельности решает триединую задачу, которая состоит в идентификации опасностей, реализации профилактических мероприятий и защите от остаточного риска.
Идентификация опасности – процесс распознания образа опасности; установление возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления величены и последствий опасности.
Под условиями деятельности понимается совокупность факторов среды обитания воздействующих на человека.
Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье можно также определить как «состояние полного физического, духовного и социального благополучие».
Ущерб здоровью – это заболевание, травмирование, в том числе с летальным исходом, инвалидностью и т. п
Вредное воздействие, или вредный фактор – такое воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Воздействие вредного фактора на биосферу приводит к ее деградации.
Биосфера – природная область распространения жизни на земле, включающая нижний слой литосферы. Биосфера является природной средой, населенной живыми организмами.
Совокупность взаимодействующих между собой растений, животных и микроорганизмов на определенном участке биосферы по В.Н.Сукачеву называется биогеоценозом .
Техносфера – определенный регион биосферы, преобразованный людьми с помощью технических средств с целью наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.
Свойство элементов системы «человек – техносфера – природная среда» сохранять условия взаимодействия с минимальной возможностью возникновения ущерба природной среде называется экологичностью . Наука экология охватывает все явления во взаимоотношениях между живыми организмами и средой обитания.
Комфорт – удобства, благоустроенность, уют, обеспечивающие максимальную эффективность деятельности и отдыха человека.
Происшествие – событие, состоящее из негативного воздействия на людей и природную сферу.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--