Учебное пособие: Основные понятия философии

Содержание

1. Проблема научности и многообразия философского видения мира

2. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика?

3. Философская картина мира. Бытие, материя, сознание

4.Диалектика как концепция связи и развития

5. Познание, его возможности и границы

6. Человек, общество, история

7. Человек, культура, цивилизация

8. Современность и будущее человечества

9. Заключение

Литература


1. Проблема научности и многообразия философского видения мира

Среди философов нет единой точки зрения на то, что должно быть предметом философии. Тому есть два рода причин:

1) Предмет философии менялся исторически, вместе с изменением мировоззрения людей. Философия зародилась в 7-6 в.в. до н.э. одновременно в в трех исторических областях: Древняя Индия, Др. Китай, Др. Греция.

В переводе с греческого философия означает любовь к мудрости. Философия возникла раньше всех других наук, далее от нее отделились другие: математика и др.

При изменениях предмета философии в ходе истории старые представления о предмете философии не отбрасывались, а присоединялись к новым представлениям о нем.

2) Философия, в отличие от других наук никогда не существовала в виде однолинейного учения. Это всегда была большая или меньшая группа различных философских учений, течений, школ, направлений. Причем представитель каждого такого направления или учения понимал предмет философии несколько по-своему, на свой лад.

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие мировоззрение шире понятия философия.


2. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика?

Родоначальником новых тенденций в философии был Ф. Бэкон. Главную задачу своей философии он видел в создании новой науки, исходя из того, что именно философия может переосмыслить предмет и задачи науки и выработать новый метод. Первым шагом для создания нового метода должно быть очищение ума от заблуждений («идолов» или «призраков»): идолов рода, идолов пещеры, идолов рынка, идолов театра. Истинная наука должна строиться на переработке данных опытно-экспериментального познания и наблюдений. Ф. Бэкон разрабатывал метод индукции, считая его главным методом науки.

Рационализм наиболее ярко выражен Р. Декартом. Он признавал существование двух самостоятельных субстанций: материальной и духовной, их главными атрибутами являются соответственно протяженность и мышление. Декарт считал главным методом науки метод дедукции. В основании метода мышления, по Декарту, лежит Разум, а наиболее достоверным утверждением является: «Мыслю, следовательно, существую». Декарт сформулировал правила метода для получения нового знания: признавать истинными только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо; расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы; методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

Б. Спиноза считал, что существует природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Природа есть субстанция. Бог растворен в природе и лишен воли и разума. Мышление и протяжение – атрибуты субстанции, а единичные вещи – как мыслящие существа, так и протяженные предметы – это модусы (видоизменения) субстанции. В теории познания Спиноза выступал рационалистом. Математический способ мышления он считал лучшим, ведущим к истине.

Крупный вклад в разработку проблем познания, государства и политики внесли Т. Гоббс и Дж. Локк. В частности, Дж. Локк обосновал принцип сенсуализма – происхождения всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Все идеи возникают из опыта, который бывает двух видов: внешний и внутренний.

XIX век для европейской философии – классический. Большой вклад в постановку и разработку философских проблем внесла немецкая философия. В рамках немецкой классики был разработан диалектический метод познания, радикально пересмотрено отношение субъекта и объекта. К этому течению относят философские учения И. Канта, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант осуществил коренной переворот в гносеологии. Если до Канта в центральной проблеме гносеологии – взаимодействие субъекта и объекта – акцентировали внимание на анализе объекта, то Кант критически анализирует специфику познающего субъекта. В субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). Кант утверждает, что природу объективно существующих вещей (“вещей в себе») мы не можем познать, сущность вещей недоступна человеческому разуму. Попытки разума проникнуть в мир вещей, как он существует сам по себе, неизбежно приводят к противоречиям, к антиномиям. В процессе познания человек имеет дело с явлениями вещей, но по явлениям нельзя судить о вещах, существующих сами по себе. Разделение мира на доступные знанию «явления» и непознаваемые «вещи в себе»– ведет к агностицизму. Кант приписывает познающему субъекту априорные (доопытные) формы знания: пространство, время, формы рассудка. В этике Кант сформулировал категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства».

Гегель был объективным идеалистом, диалектиком. Философия Гегеля носит противоречивый характер. Если диалектический метод философии содержал в себе мысли о развитии через противоречие, прерывы постепенности, то ее идеалистическая система требовала прекращения этого развития. По Гегелю, абсолютная идея составляет истинную реальность. Абсолютная идея существует вечно. Она находится в постоянном развитии и изменении. Все многообразие действительности – результат саморазвития идеи. В своем развитии абсолютная идея проходит три ступени. На первой она развивается в сфере чистой мысли, порождает и накапливает свое богатство. На второй она порождает природу, облекается в материальную оболочку и начинает существовать в виде материальных явлений. На третьей – абсолютная идея существует в форме сознания, мышления людей. Осознав весь свой предшествующий путь, она заканчивает свое развитие и возвращается в свое первоначальное положение, но уже как уяснившая все богатство своего содержания.

У Гегеля философия предстает как система диалектических законов и категорий, выражающих процесс саморазвития идеи.

Л. Фейербах завершил немецкую классическую философию. Он подверг критике идеализм Гегеля и восстановил в своих правах материализм. В центре своей философской системы Фейербах ставил человека как родовое существо. Антропологизм – исходный принцип материализма Фейербаха. Его материализм носил созерцательный, метафизический и механистический характер. Фейербах был материалистом в объяснении природы и идеалистом в объяснении общества, религии и человека.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали философское учение – диалектический материализм. Маркс развил гегелевское учение об отчуждении и дал свою трактовку этой проблемы. Маркс и Энгельс считали, что мир находится в постоянном диалектическом развитии, источник которого – возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущих к отрицанию одних состояний другими и образованию новых качественных явлений. Опираясь на тезис о примате материального над идеальным, Маркс конкретизировал его применительно к обществу, как первичность общественного бытия над общественным сознанием.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 247
Бесплатно скачать Учебное пособие: Основные понятия философии