Учебное пособие: Предмет философии, ее место и роль в культуре
Тема 1.
1. Предмет философии, ее место и роль в культуре.
Философия - самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э.
Философия - «любовь к мудрости» (фило - «люблю», софия - «мудрость»). Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия.
Философия относится к рационально-теоретическому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.
Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих взглядов на мир и место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру.
Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия.
В центре внимания философии находятся 3 ключевых элемента: природа, общественная жизнь, человек.
Философское мировоззрение характеризуют 2 основные черты: системность и теоретический характер системы философских взглядов.
Вопрос соотношения материи и сознания - основной вопрос философии.
Две стороны этого вопроса:
1. Что первично - материя или сознание?
2. Познаваем ли мир?
Разное отношение к первой стороне этого вопроса делит философов на материалистов и идеалистов, ко второй стороне вопроса - на гностиков и агностиков (последние отрицают возможность познания действительности).
Отношение человека к миру троякое: познавательное, практическое, ценностное.
Ответ на эти вопросы - ответ на главный вопрос: что есть человек?
Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.
2. Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функция философии.
Роль философии определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения и решает проблемы познаваемости мира, ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей.
Можно выделить две группы основных функций философии: мировоззренческие и методологические
Мировоззренческая функция заключается в выработке мировоззрения (системного взгляда на мир). Теоретико-познавательная - в выработке категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей. Ценностно-ориентационная - в выработке и изучении ценностей, регулирующих поведение человека, социальной группы
К методологическим функциям философии относятся:
1) функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов конкретных наук;
2) критическая функция - суть ее в преодолении устаревших догм и взглядов;
3) интегративная - обобщение всех форм человеческого опыта и знаний (т.е. практического, познавательного, ценностного опытов);
4) прогностическая (реализуется в построении моделей будущего).
Существуют следующие основные разделы философского знания.
1. онтология - философия бытия (учение о фундаментальных принципах существования природы);
2. гносеология - теория познания (раздел философии, в котором обсуждаются вопросы возможности познания действительности);
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--