Учебное пособие: Предмет и методы социологии
1. Социология – наука об обществе
Термин «социология» был впервые использован французским ученым Огюстом Контом (1798–1857) в работе «Курс позитивной философии» (1842 г.). Он происходит от латинского слова societas (общество) и греческого слова logos (наука, знание). Таким образом, в буквальном понимании, социология – это наука об обществе. Первоначально Конт называет социологию социальной физикой. Эта наука, по его мнению, должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. Социология в понимании Конта отождествлялась с обществоведением в целом. На современном этапе за социологией закрепилось специфичное место в системе наук, для понимания которого начнем с определения ее объекта и предмета.
Объект науки – это часть окружающего мира, на которую направленный исследовательский интерес. Объект науки всегда отвечает на вопрос «что изучает наука». Природа, животный и растительный мир, человек, общество, культура и прочее могут выступать объектом исследования различных наук. Так, например, животный мир может быть объектом изучения биологии, зоологии, психологии, палеонтологии и т.д. Человек, общество и культура изучаются социологией, философией, историей, психологией, культурологией и т.д. Таким образом, науки часто отличаются одна от одной не объектом, а предметом изучения.
Предмет науки – сторона объекта, угол зрения, под которым он изучается. Следуя такой логике, каждому объекту исследования может отвечать несколько предметов. Например, кирпичный дом как часть окружающего мира, может выступать объектом исследования разных специалистов, но интересовать их будут разные аспекты. Экономиста могут заинтересовать затраты на его строительство, архитектора – архитектурный стиль, эколога – влияние на окружающую среду и т.д.
Объектом социологии выступает общество или социальная реальность , которая окружает людей. Поскольку общество и социальная реальность – слова многозначные, поэтому нужно, прежде всего, определиться с их значением в социологии. Под термином «общество» социологи обычно понимают исторически сложившийся тип социальной организации, социальных связей и отношений между людьми. Такая социальная организация явлений и процессов возникает вследствие совместной жизни и взаимодействия людей, влияет на их способ мышления и поведение, проявляется в действиях, словах, вещах, сделанных людьми. Совместная жизнь людей, или, социальная реальность выступает для социологов материалом научного поиска, или объектом.
Объект социологии в целом совпадает с объектом других общественных наук: демографии, социальной психологии, этнографии, экономики, политологии и т.д. Но у каждой общественной науки есть свой специфический предмет. Именно предмет, а не объект определяет содержание той или другой науки. В случае социологии предметную область познания создают явления и процессы, которые описываются и объясняются с помощью таких понятий как «общество», «социально взаимодействие», «социальные группы», «социальная структура», «социальные институты», «социальное неравенство», «социальные конфликты», «социальные изменения», «социальные статусы», «социальные роли» и другие.
Определение предмета социологии путем перечисления явлений и процессов, которые входят в область исследовательского интереса этой науки, практически невозможно, во-первых, так как он будет слишком большой, во-вторых, он никогда не будет полным, так как постоянно пополняется в процессе развития социологии. Поэтому определение предмета социологии должно базироваться на раскрытии содержания ключевого для этой науки понятия – понятия «социальное».
В обыденной речи слово «социальное» используется в широком и узком значениях. В широком значении это понятие объединяет все разновидности явлений, которые касаются совместной жизни людей – экономические, политические, религиозные, правовые и т.п. В узком значении оно употребляется для выделения наряду с политикой и экономикой особой сферы общественной жизни – социальную, которая включает в себя образование, здравоохранение, помощь малообеспеченным и т.п.
С социологической точки зрения социальное в широком значении есть не просто сумма экономических, политических, правовых, религиозных и прочих явлений и процессов, а связь, взаимозависимость между ними. Об экономических явлениях и процессах мы говорим как о социальных, когда хотим подчеркнуть, например, что способы организации бизнеса в стране зависят не только от представлений об экономической эффективности, но и от политического устройства и от этических норм, характерных для господствующей в стране религии.
Социальное в узком значении – это не просто сегмент общественной жизни, который включает все то, что не вошло в сферу политики и экономики, а те явления и процессы совместной жизни людей, которые обусловлены не стремлением к власти и управлению друг другом, не стремлением к богатству и конкуренции друг с другом, а стремлением принадлежать к обществу , стремлением к солидарности друг с другом.
Таким образом, социологическое использование понятия «социальное» предусматривает рассмотрение явлений и процессов под особым углом зрения, согласно которому они социально обусловлены, т.е. обусловлены связями, которые возникают между различными видами деятельности, событиями и ситуациями в ходе совместной жизни людей. Изучение социальной обусловленности явлений, происходящих в обществе возможно только через изучение законов, закономерностей и механизмов его функционирования и развития.
Поэтомупредмет социологии может быть определен как выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.
Более четко предмет социологии будет очерчен при рассмотрении соотношения социологии с другими науками, изучающими общество.
Философия рассматривает общество как специфическую часть мироздания и пользуется другими, предельно общими понятиями и категориями. Она смотрит, как в обществе действуют общефилософские законы (например, основной закон философии применительно к обществу рассматривается как вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания).
Социология и другие специальные науки (экономика, политология, право и пр.):
Специальные науки изучают отдельные сферы общества, отдельные виды отношений, социология же изучает общество как целостность, как целостный функционирующий и развивающийся социальный организм, анализирует взаимодействие основных сторон, подструктур общества, что позволяет раскрыть особенности общества как целостности. Отдельные явления и процессы интересуют социологию с точки зрения их роли и места в системе общественных отношений, в структуре единого функционирующего организма.
Структура и функции социологии. Социология как наука сегодня представляет собой органическое единство и сбалансированность двух направлений – теоретического и эмпирического. В начале третьего тысячелетия социологическое знание имеет трехуровневую внутреннюю структуру:
1) Общесоциологические теории. Они описывают общество как единую систему во взаимодействии основных элементов, механизмы функционирования общества как целостного организма.
Однако единой общесоциологической теории не существует. Этот факт можно объяснить тем, что социокультурная система, которую изучают социологи, намного сложнее, чем физические или технические системы. На поведение человека влияет огромное количество факторов, которые дают возможность разнообразных социологических объяснений. Также на формирование социологических теорий влияют разные философские, мировоззренческие, политические парадигмы, которые обуславливают разные исходные тезисы и подходы к формированию теорий. Поэтому в общесоциологической теории существует несколько конкурирующих между собой теоретических направлений – это структурный функционализм и теория конфликта.
Присущий социологии теоретический плюрализм, бесспорно, усложняет социологическое знание, вносит элементы неопределенности, разрешает по-разному трактовать факты. Но надо помнить, что в науке конкуренция направлений – явление скорее положительное, оно способствует саморазвитию науки, добавляет ей гибкости. В частности, большинство социологов, независимо от того к каким школам и направлениям они принадлежат, признают, что теоретические подходы имеют разную эффективность в зависимости от объекта и цели исследования. Так, функциональный подход приобретает высокую эффективность при изучении нормально действующих социальных механизмов и конструкций в условиях социальной стабильности. Однако он не дает ответа на вопрос: почему происходят войны и революции, почему одни империи гибнут, а на смену им появляются другие? На эти вопросы пытается ответить теория конфликта, поэтому ее используют для исследования социальных потрясений, причин революций, случаев распада социальных систем, классовых и национальных противоречий и антагонизмов.
Общесоциологическая теория существует не как самоцель, а как средство интерпретации разнообразных общественных явлений. Поэтому следующим шагом развития социологии было ее приближение к реальной жизни и разветвлению соответственно конкретным, поставленных перед ней задач.
2) Теории среднего уровня. В ХХ веке социология большей частью развивалась по отдельным направлениям, которые получили название отраслевой социологии или теорий среднего.
Фактически все социальные подсистемы, социальные общности и социальные процессы описываются соответствующей социологической теорией. Социология семьи, социология образования, социология политики, социология экономики, социология культуры, социология религии, социология молодежи, социология города, социология преступности, социология организаций – лишь некоторые из них. Представление о многообразии областей современной социологии дает организационная структура Международной социологической ассоциации. В ассоциации действует свыше 50 исследовательских комитетов и рабочих групп, которые объединяют научных работников, специализирующихся на исследованиях в отдельных областях социологии.
Благодаря специальным социологическим теориям происходит эффективное взаимодействие между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Согласно удачному замечанию Р. Мертона, теории среднего уровня играют роль «мостика», объединяющего высокую теорию и эмпирические исследования.
3) Эмпирические исследования. Этот уровень социологического знания связан со сбором, описанием, классификацией и интерпретацией конкретных фактов. Эмпирическая социология оперирует фактами, частотами, процентами, числовыми показателями и математическими индексами, она отображает социальную реальность в количественном измерении. Чаше всего непосредственным объектом эмпирических исследований выступает человек или социальная группа как носители первичной социальной информации. Известнейшей и популярнейшей формой таких исследований является анкетный опрос.
Функции социологии:
1. Теоретико-познавательная – социология накапливает и систематизирует знания об обществе, его составляющих, социальных механизмах, об основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития.
2. Методологическая – социология дает исходные знания об обществе как целостной системе, эти положения имеют методологическое значение для других наук об обществе.
3. Информационная – социология дает представление о состоянии социальных процессов; информационная функция – это сбор, систематизация и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация – это самый оперативный вид социальной информации.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--