Учебное пособие: Производство по делам об административных правонарушениях

Вступительная часть

1. Понятие, задачи, требования к производству по делам об административных правонарушениях.

2. Доказательства в производстве. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

3. Стадии производства по делу об административном правонарушении.

Заключительная часть (подведение итогов)


Литература:

I. Основная

1. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - М., 2002 г.

2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. ИКД «Зеркало-М», 2001.

3. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002.

4. Коренев А.П. Административное право России. ч.1. Учебник. М.,2001.

5. Козлова Ю.М., Попова Л.Л. Административное право: Учебник.– М.: Юристъ, 1999.

II. Дополнительная

1. Коренев А. П. Производство по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых органами внутренних дел /милицией/. Образцы документов. М. 1989.

2. Производство по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых органами внутренних дел. Учебное пособие. М. 1989.


Введение

В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях занимает особое положение. Связано это с тем, что производство по делам об административных правонарушениях представляет собой один из наиболее массовых видов производств. Только судами общей юрисдикции ежегодно рассматривается около двух миллионов дел об административных правонарушениях. Органами внутренних дел и другими органами исполнительной власти ежегодно возбуждается и рассматривается около 70 миллионов дел об административных правонарушениях, хотя точных данных статистики в настоящее время не существует. Производство по делам об административных правонарушениях составляет важную часть административной деятельности органов внутренних дел.

Данная тема учебного курса состоит из двух лекций, одного семинара и практических занятий. Сегодня мы рассматриваем общие требования к производству по делам об административных правонарушениях. Нам необходимо рассмотреть такие важные вопросы как понятие производства по делам об административных правонарушениях, его особенности и отличие от других административных производств, принципы производства, доказательства и сроки в производстве, правовое положение участников производства и субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Цели лекции - сформировать у курсантов комплекс знаний и представлений об общих положениях производства по делам об административных правонарушениях, создать теоретическую базу для последующего овладения практическими навыками ведения производства по делам об административных правонарушениях при исполнении служебных обязанностей.


Вопрос 1. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВУ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Пон ятие и признаки производства по делам об административных правонарушениях

Административный юрисдикционный процесс представляет собой такую принудительную деятельность, которая регулируется нормами административного права. В нем можно выделить следующи е составные части, или производства: по делам об административных правонарушениях, по применению мер административного пресечения, применению мер дисциплинарного воздействия на основе норм административного права, применению мер материальной ответственности на основе норм административного права и другие.

В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях является элементом четвертого уровня (административный процесс – правоприменительный процесс – производство по применению мер принуждения – производство по делам об административных правонарушениях).

О производстве можно говорить и как об институте административного права, включающем в себя нормы, регулирующие деятельность уполномоченных органов и лиц по применению административных наказаний за административные правонарушения. При другом подходе рассматриваемый феномен – это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных наказаний и совокупность возникающих при этом отношений, урегулированных нормами административного права.

Конечно, при этом не следует забывать, что производство может закончиться оправданием невиновного, может быть прекращено в связи с истечением срока давности и по другим основаниям (ст. 24.1 КоАП). Поэтому не всегда эта деятельность связана с назначением и исполнение м административных наказаний. Но подобные исключения лишь оттеняют основное правило о применении карательных санкций на основе закона. Производство связано с применением и иных принудительных мер, например, мер процессуального обеспечения.

Производство по делам об административных правонарушениях – это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность государственных органов, и их должностных лиц по разрешению дел об административных правонарушениях и применение мер административного наказания.

Административно-процессуальные нормы, входящие в институт производства по делам об административных пр авонарушениях, регулируют порядок реализации соответствующих материальных норм, процедуры их применения, процесс осуществления принудите льного воздействия на виновных с помощью административных наказаний. Иными словами, они регламентируют производство по делам об административных правонарушениях.

Благодаря юридическому опосредованию производства, соответ­ствующая принудительная деятельность:

а) приобретает большую определенность;

б) унифици руется;

в) в нее внедряются научные основы деятельности;

г) она осуществляется в соответствии с принципами государственного управления (законности, участия граждан в управлении и т.д.).

Правовые основы производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях наиболее полно урегулировано нормами материального и процессуального административного права. Основным правовым актом законодательного характера является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Принятый в 1984 году, он по своему содержанию уже не отвечает требованиям сегодняшнего дня, хотя многие содержащиеся в нем нормы действуют и сегодня. Ведется работа по подготовке КоАП Российской Федерации в новой редакции.

КоАП, однако, не является единственным правовым актом, регу­лирующим отношения в области административно-процессуальной деятельности в рассматриваемой области. По ряду вопросов подобного характера принимались законы Российской Федерации, постановления федерального Правительства. Кроме того, наряду с КоАП действует Таможенный кодекс Российской Федерации, в котором содержатся правовые нормы, регламентирующие производство по делам о нарушении таможенных правил с учетом их специфики, причем нередко более детально, чем в КоАП .

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 291
Бесплатно скачать Учебное пособие: Производство по делам об административных правонарушениях