Учебное пособие: "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова
Цели урока:
- образовательная: произвести сатирико-юмористический обзор явлений московской жизни, показать «дьяволиаду» по Булгакову;
- воспитывающая: формировать эстетический вкус у учащихся;
- развивающая: развивать речь, мышление, воображение, логику учащихся.
Ход урока:
I Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку: наличие на партах текстов романа, учебников, конспектов, дневников и т.д..
II Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот роман, как мы уже удостоверились, обращён к читателю образованному, посвящённому в символику предметов, в тайны искусства, знакомому с религиозными верованиями, историей еретических движений. Непосвящённый читатель вряд ли сможет достаточно точно и полно воспринять этот роман. Однако, и для первой, и для второй категории читателей, без сомнения, произведение это окажется интересным.
На следующем занятии мы с вами напишем сочинения по группам (темы сочинений каждой группе известны заранее), поэтому будьте внимательны, ведь то, о чём мы сегодня будем говорить, может вам пригодиться при написании.
III Повторение пройденного материала.
Давайте вспомним, что мы знаем об истории создания романа. (Учащиеся рассказывают).
Да, действительно, «Мастер и Маргарита» - главное произведение в творчестве М.А. Булгакова. Он писал его с 1928 по 1940 годы. Существует восемь редакций романа, поэтому до сегодняшнего дня ведутся споры, какую редакцию считать окончательной. Роман этот называют «закатным», последним наиболее значимым и ярким в творчестве писателя. Издан он был только в 1966 году в журнале «Москва». Связано это было с политической обстановкой того времени. (Булгаков вообще был запрещённым автором.) Роман произвёл ошеломляющее действие на читателей, поставил в тупик критиков, ведь до этих пор вся советская литература не знала ни одного подобного произведения (в плане проблематики, образов, постановки вопросов и нахождению ответов на них). Это вызвало необычайно острую полемику, появление множества трактовок и гипотез.
IV Изучение нового материала.
- Чем необычна композиция романа? (это роман в романе: М.А. Булгаков пишет роман о том, как Мастер пишет роман об Иешуа. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а Мастера – в судьбе главного героя его произведения – Иешуа Га-Ноцри.) Т.е. мы можем говорить об автобиографичности романа.
На доске записано:
Автобиографичность романа:
· Обстановка травли.
· Отсутствие средств к существованию.
· Полное отрешение от литературной и общественной жизни.
· Постоянное ожидание ареста.
· Статьи-доносы.
· Преданность и самоотверженность любимой женщины.
Дети записывают эти тезисы себе в конспекты.
- Как вы считаете, к какому виду мы отнесём роман «Мастер и Маргарита»? (Учащиеся высказывают свои точки зрения). На самом деле, вид романа достаточно сложно определить. Многие критики сходятся на том, что его можно назвать и бытовым, т.к. показываются картины московского быта 20-30-ых гг., и фантастическим, и философским, и автобиографическим, как мы уже выяснили, и любовно-лирическим, и сатирическим.
- Какое время охватывают события романа? Давайте вспомним, с чего начинается первая глава… (Берлиоз и Бездомный встречаются в парке и спорят с Воландом, прикинувшимся иностранцем.) Чем заканчивается роман? (Воланд, его свита, а также Мастер и Маргарита покидают город, уносятся в небо). От начала до финала романа проходит всего четыре дня. Однако за такой короткий промежуток времени проходит множество событий: комических, трагических, фантастических.
Роман «Мастер и Маргарита» многопланов и многожанров. Здесь всё переплетено, как в жизни. В нём выделяют 3 мира (или 3 плана). На доске:
На доске записано:
3 мира романа:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--